credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Инквизиция в катарских землях. Арест Белибаста. Продолжение 2

Через месяц после этого еретик пришел в Сан Матео, и мы собрались в доме Гийометты – я, Пьер Маури, Гийометта, Арнод и Жан, ее сыновья, и Пьер Маури, ее брат. Было решено, чтобы я как можно быстрее пошел искать свою тетю Азалаис и сестру Раймонду, поскольку я считал, что они живут в горах Пальярс. Также было решено, что когда я найду этих женщин, то я уведу их в Сан Матео или Морелью, чтобы они жили подле Добра, и чтобы Арнод, сын Гийометты, смог жениться на моей сестре Раймонде, поскольку они оба – добрые верующие.
Еретик мне еще сказал, что хорошо было бы, поскольку Бог дал мне устремление к Добру, чтобы я женился на дочери вдовы Бернарда Сервеля из Тараскона (эта женщина, которая звалась Эспертой, бежала по причине ереси и живет в Лериде со своей дочерью. Она вдова Бернарда Сервеля, который уже умер). Еретик хвастался мне таким видом брака, говоря, что это хорошо, когда верующий может жениться на верующей, и они без страха могут говорить между собой о своих взглядах и о своей вере,  и даже принимать у себя и поклоняться Святому Духу, то есть еретику, слушать его проповеди и быть принятыми им на ложе смерти, что очень неудобно делать, когда один из супругов верующий, а второй нет. Я ему ответил, что если ему такой брак нравится, то и мне тоже.
Мы поели, а после трапезы все вместе вышли во двор дома, и еретик вместе с нами. И когда мы там сидели, он собрался проповедовать, но Пьер Маури ему сказал: «Монсеньор, если Вы хотите сказать нам добрые слова, давайте вернемся, потому что даже если люди нас не видят, они могут нас услышать, и у нас будут проблемы. Даже стены имеют уши». Я предложил пройтись по виноградникам, а по возвращении, когда мы выпьем, то послушать добрые слова, которые Монсеньор для нас приготовил. В час вечерни, когда мы вернулись с виноградников и выпили вина, то мы собрались у очага, и еретик начал проповедовать.
Он сказал: «Отец Святой сказал: Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы вам сделали. Написано, что когда духи, созданные Отцом Благим и обманутые Его врагом (как он уже говорил в другой проповеди) ушли с неба, и когда враг Божий одел их в плащи, то есть в тела, чтобы они забыли славу Божию, в которой они пребывали, Отец Святой увидел, что с Ним осталось мало духов и Он почти один. Он увидел, что  троны, на которых обычно пребывали духи, остались пусты, и Он опечалился и встревожился, чтобы эти духи не погибли. Он задумался о падении духов, которые были обмануты и которые забыли свою небесную славу до такой степени, что не хотели уже вернуться, и как сделать так, чтобы они вернулись в небо и заняли места, которые они потеряли. Тогда Он написал книгу, которую Он составлял сорок лет, и эта книга была полна скорбей, страхов, издевательств, разрушений, болезней, зависти, оскорблений, вожделения и ненависти, злобы и, в общем, всех страданий, которым подвержены люди в этой жизни. И Он сказал, что если кто-то захочет вынести эти страдания, то Он обещает сделать его Сыном Отца Святого.
Когда Отец Святой начал свою книгу, пророк Исайя начал пророчествовать, что грядет отрасль и ветвь, которая искупит духи людей.
Когда Отец Святой составил свою книгу, он положил ее посредине духов небесных, оставшихся с Ним на небе, и сказал: «Тот, кто исполнит все, описанное в этой книге, станет Моим Сыном». Многие небесные духи, желавшие стать Сыном Отца Святого и быть почитаемыми более других, приблизились к книге и открыли ее. Но читая все ужасы, содержавшиеся в этой книге, и что им предстоит выстрадать, если они появятся среди людей ради рода человеческого, то даже прочитав совсем немного, они падали без чувств, и никто из них не желал оставить славу, в которой он пребывал, и пережить горести этой жизни, чтобы стать Сыном Божьим.
Видя это, Отец Святой сказал: «Неужели никто из вас не хочет стать Моим Сыном?» Один из присутствующих духов, имя которому было Иоанн, тогда поднялся и сказал, что он желает быть Сыном Божьим, и  исполнить все, о чем написано в этой книге. Он приблизился к книге, открыл ее, прочел четыре или пять страниц и пал бездыханным подле этой книги. И так он лежал три дня и три ночи, и его обрызгали водой, чтобы оживить, и он стал сильно рыдать, но поскольку он обещал исполнить все, что там написано и он не желал лгать, он сказал Отцу, что желает быть его Сыном и совершить все, что он найдет в этой книге, как бы тяжело это ни было.
Он сошел с неба и появился как новорожденный ребенок в Вифлееме (мне кажется, что еретик говорил, что святая Мария растолстела, как если бы она была беременной, и поскольку ребенок появился подле нее, то она подумала – ибо ее полнота исчезла, что она родила этого ребенка, хотя на самом деле она не носила его в своем лоне и не рожала).
И когда ребенок появился в Вифлееме, об этом услышали и рассказывали друг другу многие люди, и о том, что  настало то, о чем пророчествовал Исайя. Услышав это, пришли  три короля, каждый из своих краев, и они собрались вместе, чтобы пойти поклониться ребенку и предложить ему дары, которые они для него приготовили. Один из них нес золото, другой – ладан, а третий – мирру.
Когда они отправились в дорогу, то решили, что самый старший среди них предложит свой подарок первым. Но самый молодой из них очень желал первым предложить свой подарок, и он сказал самому старшему, что если тот отдаст ему свою очередь, то он обменяет свою молодость на его старость. И они сказали тогда, что если пророк, который появился, исполнит это, а именно что молодой станет старым, а старый – молодым, то они будут знать, что исполнилось пророчество Исайи. Сказав это, они пошли, и звезда вела их до Вифлеема. Они поклонились пророку, и им было сказано, что Ирод хочет их убить и чтобы они не возвращались к себе через его царство, но другой дорогой. В злобе, что так произошло, Ирод приказал убить множество младенцев мужского пола.
Позже Сын Божий был крещен Иоанном, а потом дьявол поднял его на плечах на вершину горы, показал Ему все царства мира сего и сказал, что все они принадлежат ему и он может дать их Сыну Божьему, если Тот поверит в него. Сын Божий ему ответил: «Уймись, Сатана! Написано в книге Моего Отца, что ты не обманешь Сына Божьего!»
Потом он перенес множество скорбей этого мира и проповедовал. И когда, наконец, пришло Его время возвращаться к Отцу, Он сказал своим ученикам: «Я пришел в мир, и мир Меня не познал; Я не от мира, и мир не от Меня, и всё, что от Меня – не от мира, а всё, что от мира – не от Меня. Этот мир лежит во зле и принадлежит врагу Божьему, князю мира сего. А князь мира сего во мне не имеет ничего».
И еще Он сказал апостолам: «Друзья мои и дети мои, есть три вида плоти, но вы будете есть только один из них, плоть, которая родится из воды, без греха и тления».
Еще Он им сказал, что настало время Ему возвращаться к Отцу, и Он сказал им проповедовать Его слово, которое написал Его Отец всему миру, и что они не должны отрекаться от своей веры из страха какого-либо наказания или страдания в этом мире, каково бы оно ни было. Он сказал, что есть девять наказаний, из коих Он перенес восемь, и что девятое  останется для них, и что если они перенесут это девятое наказание[1], то Он даст им помощь, чтобы им было легче его перенести.
Потом, когда настало время Его ареста, Он сказал им, что, чтобы ни случилось с Ним или с ними, не должно привести к тому, чтобы они отреклись от своей веры или оставили ее. И Петр ответил Ему, что даже если ему придется умереть, то он не откажется от Него и не оставит Его, но Сын Божий сказал ему, что прежде чем пропоет петух, он трижды отречется от Него. И так произошло, ибо на вопрос женщины он трижды отрекся от Сына Божьего.
Он сказал им еще, что Он идет к Своему Отцу, и что однажды Он вернется к ним, и это будет между третьим часом и полуднем, и это будет в доме некоего Симона бар-Иона.
И когда он сказал это, пришли фарисеи с солдатами, сыны дьявола, и схватили Его. И эти фарисеи и солдаты нанесли Сыну Божьему все раны и причинили всякие страдания, которые только могли, до такой степени, что прокаженный плюнул Ему в лицо. И Он простил их всех. И когда Он был так оскорблен этим прокаженным, который насмехался и издевался над Ним, Он сказал: «Отец, теперь Я знаю, что Я – Твой Сын, ибо всё, что Ты мне обещал, пришло ко Мне, и Я стал ужасом даже для тех, кто отвержен среди людей.
Потом, после того, как они поизмывались над Ним и причинили Ему многие ужасы, они повесили Его на крест, ранили Его и нанесли Ему многочисленные удары. И когда это произошло, Он не умер, ибо Сын Божий не может умереть, но вознесся к своему Отцу, и когда Он оказался перед Отцом Святым, Он упал перед Ним на колени и сказал: «Отче Святый, Я исполнил всё то, что сказано в книге, которую Ты написал, послушный твоей воле». Отец Ему ответил: «Поскольку Ты сделал всё, что Я написал в книгах, Ты станешь Моим Сыном». «Отец, - сказал тогда Сын, - дашь ли Ты мне что-нибудь, что бы Я мог передать моим друзьям и верным?» Отец Ему ответил, что Он желал бы, чтобы власть, которую Он Ему дал, Он мог бы передать своим друзьям, а те – другим, так, чтобы эта власть переходила из рук одних добрых людей другим. И Он согласился также, что всё, что они сделают на земле, будет сделано на небесах самим Отцом.
Сказав это, Он оставил Отца и спустился, чтобы появиться у своих друзей в означенный день. В тот день Мария Магдалина была вместе с другой женщиной, и они увидели, что к ним очень быстро приближается старик. Они ужасно испугались и спрятались среди кустов, которые нашли на обочине дороги.
Когда старик прошел, Мария Магдалина высунула голову из кустов и позвала его. У него был вид паломника. Он сказал ей, что не может ждать, потому что у него  много дел, но поскольку она очень просила вернуться и поговорить с ней, он вернулся, и она спросила его, есть ли новости о Пророке. Он сказал, что да, и что Он придет в означенный день к своим друзьям в дом Симона, сына Ионина, между третьим часом и полуднем. Она спросила у него, действительно ли это так. Он сказал ей, что да, оставил ее и тут же исчез. И тогда Мария Магдалина поняла, что этот старик и был Пророком, и созвала вместе с самим Пророком друзей Пророка в доме Симона сына Ионина, за исключением апостола Фомы. Когда они собрались в этом доме и когда прошел означенный час, Петр сказал другим, которые считали, что их обманули: «Конечно же, мы грешники, или же мы перепутали день, ибо Пророк не может солгать. Они сказали ему, что они не перепутали день, и Петр сказал: «Значит, это мы грешники, и из-за наших грехов Пророк не пришел к нам. И поскольку мы грешники, давайте посмотрим, как каждый из нас верит в Него». И тогда они написали апостольский символ веры, каждый свою часть (Но хотя еретик сказал, что это кредо составили апостолы, сам он не знал его и не цитировал, ибо, сказал он, его заботит только Слово Отца, Сына, Иоанна Евангелиста, но не других, ибо он сам имеет ту же власть, что и апостолы, и даже столько, сколько ее имел Сын святой Марии.
Итак, апостолы ожидали Пророка, и Он вошел через  окно в форме огня, и этот огонь зажегся над всеми. И те, кто были неграмотными, стали столь учеными, что никто не мог превзойти их в познаниях; и Он им также даровал говорить языками всех народов.
Пришел Фома, который не верил в то, что Пророк может вернуться, и он сказал пришедшему, что не поверит, как минимум до тех пор, пока не вложит пальцы в его раны. Пророк сказал тогда Фоме сделать это, и когда тот это сделал, то попросил Сына Божьего простить его, потому что теперь он верит, что это Он, и будет в это верить в будущем. Сын Божий ему на это ответил: «Пусть проститься тебе. Но впредь не будь столь неверующим» - что Фома Ему и обещал.
И Сын Божий сказал: «Проповедуйте Мои слова всему этому испорченному миру и остерегайтесь лживых пророков, которые проберутся меж вами; ведь Лживый Пророк пробрался в Царство Моего Отца и возмутил его, и он придет среди вас и вас смутит»
(Чтобы объяснить, что означают лживые пророки, еретик сказал, что лживые пророки – это фальшивые верующие, которые пробираются среди добрых верующих, а потом открывают и выдают Сыновей Божьих. И все страдания нашей Церкви происходят из-за этих лживых верующих, но они будут наказаны, ибо Отец Святой сказал: «Тому, кто возведет хулу на Меня, простится, и тому, кто возведет хулу на Моего Сына, простится, но тот, кто возведет хулу на Духа Святого, не будет знать ни мира, ни передышки».
Пьер Маури сказал мне тогда, объясняя о Святом Духе, что Гийом Белибаст и есть Святой Дух, и добавил: «Увы, если кто обманет Монсеньора, того ожидает в другом мире неприятный сюрприз, и было бы лучше для него и вовсе не родиться».
Белибаст тогда внимательно на меня посмотрел и сказал мне: «О, Арнод, смотри, чтобы ты не оказался лживым пророком!» Пьер Маури тогда ответил ему, что я не буду лживым пророком, если я пойду по стопам своей матери, ибо я – от хорошей лозы.)
Еретик продолжил свою проповедь, говоря: «Сын Божий предложил своим апостолам попросить у Него что-нибудь, и Он им это даст. Они отошли в сторону, чтобы посоветоваться между собой, и решили, что они попросят у Него безопасность, так, чтобы они могли никого не бояться, и они вернулись Ему это сказать. Сын Божий ответил им, что негоже давать слуге большую плату, чем господину, и по этом причине Он отказал им в их просьбе, ибо такой безопасности и Сын Божий не имел в этом мире. Тогда они вновь собрались на совет о том, что они у Него попросят. Иоанн сказал, что нужно попросить у Сына Божьего ту же власть, что и у Него, и возможность передавать ее другим, и чтобы те могли передавать ее следующим, и эта власть могла переходить из рук одних добрых мужчин к другим, и из рук одних добрых женщин к другим. (Ибо, сказал он, добрые женщины таковы же, как и добрые мужчины, и добрые женщины имеют ту же власть и могут принимать на ложе смерти как мужчин, так и женщин, по крайней мере, если нет рядом добрых мужчин. И люди, принятые добрыми женщинами, будут спасены так же, как и принятые добрыми мужчинами. И с тех времен до него самого и до других из его секты переходит эта власть от одного до другого, и тот же Гийом имеет власть, что и Сын Божий, и надеется получить ту же награду, что и Сын Божий).
Они вернулись к Сыну Божьему и сказали Ему, что просят у Него эту власть, и Он им ее даровал от своего Отца. И сказав это, Он послал их проповедовать, определив каждому из них край, где им надлежит проповедовать, но Петру Он доверил Церковь. И Сын Божий поднялся в небо. И тогда апостолы проповедовали в этом извращенном мире, но власть Петра, которому Христос даровал Церковь, завершилась вместе с его земной жизнью. И римские понтифики, которые приходили после Петра, не имели той же власти, что и он. (Ибо, - сказал он, - они не следовали вере и пути их секты, которая одна следует вере и пути Сына Божьего. И он доказывал это следующим образом): [2]
«Был добрый человек из их секты, который сомневался, правая ли у него вера, и он молился Отцу, чтобы Тот показал ему свою славу. Однажды, когда он так молился, ему явился ангел и сказал ему, что пришел показать ему славу Отца Святого и чтобы он убедился, что следует правой вере и правому пути. И он поднял его на плечах и перенес его на первое небо над этим миром скорбей, где и оставил. И этот человек увидел господина этого мира и этого неба. Он приблизился к нему и хотел поклониться ему. Но ангел запретил ему и сказал не поклоняться, ибо это – не его Отец.
Потом ангел взял его на плечи и перенес на другое небо и оставил его там. И человек, видя господина второго мира, восседающего в еще большей славе, чем господин первого мира, хотел поклониться ему, но ангел ему запретил. И таким образом ангел переносил его через все другие небеса, до седьмого неба, и человек хотел поклониться всем господам небес и миров, которые пребывали в еще большей славе, ибо они находились в высшем месте, но ангел запрещал ему им поклоняться.
И, наконец, он перенес его на седьмое небо, где он увидел господина того неба, и ангел сказал, что это и есть Отец Святой, и чтобы он Ему поклонился. Тогда этот человек приблизился к Отцу и поклонился Ему, и Отец Святой спросил его, откуда он пришел. Он ответил, что пришел из земли скорбей, и в этом небе он увидел с большой ясностью множество ангелов, прекрасные сады и поющих птиц. И там правит радость без всяких горестей, и там нет ни голода, ни жажды, ни холода, ни жары, но только бесконечная нежность. И человек сказал Отцу Святому, что хотел бы остаться навсегда с Ним. Но Отец Святой сказал ему, что он не может остаться здесь надолго, ибо плоть, рожденная из тления, не может оставаться там, но он может вернуться в мир скорбей, проповедовать и практиковать свою веру, потому что это – Его вера. И человек попросил Отца остаться хоть на немного, и Тот позволил ему это.
Это время прошло, и ангел сказал тому человеку подняться на его плечи, ибо настал час ему спускаться, и этот человек сказал, что он оставался с Отцом всего лишь с первого до третьего часа. Но ангел сказал ему, что это не так: на самом деле прошло тридцать два года, и он поймет это, когда вернется на землю. Тогда человек поднялся на плечи ангела, и тот пронес его через все небеса. Он прибыл в этот мир и затем проповедовал все, что он увидел». И таким образом, - сказал он, - их вера и секта были подтверждены.
Когда еретик окончил свою проповедь, мы поужинали. После ужина он сказал, что крещение не стоит ничего, если оно не получено добровольно и по желанию, ибо, - сказал он, - когда Иоанн крестил Христа, то Тот был уже взрослым мужчиной, и по этой причине крещение младенцев не значит ничего, потому что дети не понимают смысла этого крещения, и оно им не нравится, и потому они кричат и плачут, когда священники при крещении брызгают на них водой.



[1] Имеется в виду костер.
[2] Далее идет пересказ «Вознесения Исайи», апокрифа II века.
Tags: Жан Дювернуа., Реестр Жака Фурнье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments