credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Инквизиция в катарских землях. Клерги

Клерги

Показания Беатрис де Планиссоль привлекли внимание Жака Фурнье к Пьеру Клергу, ректору Монтайю. Этот неординарный персонаж был выходцем из богатой и обладающей властью семьи (его брат Бернард был графским бальи), а в его функцию входило быть представителем инквизитора Каркассона. Бернард тоже проявлял инициативу в этой области. Показания против Пьера Клерга были согласованы и безжалостны, и следуют друг за другом в реестре Инквизиции.

В месяце октябре 1320 года Раймонд Вайссье из Акса заявил:

Я полагаю, что это было приблизительно девятнадцать лет назад, это было ночью, незадолго до праздника Рождества Господня у Сибиллы д’Эн Бэйль из Акса. В доме были еретик Гийом Отье, эта Сибилла и покойный Пьер де Тиньяк из Акса, впоследствии умерший в Муре. Я пришел в этот дом с означенным Пьером, чтобы навестить еретика, и  я спросил последнего, где он живет. Он ответил мне, что в Монтайю, и я ему сказал: «А почему же Вы поселились аж в Монтайю?» Он ответил мне, что у него там много хороших друзей и что если бы у нас было столько же друзей во всех городах мира, то вы все могли бы помыкать клириками, и не было бы ни Папы, ни епископа, ни священника, которых вы не могли бы сместить с их кафедры, ибо в Монтайю есть только два человека, которых мы должны остерегаться». (Он назвал мне брата Пьера Азема и другого человека, имени которого я не помню). Я тогда сказал еретику: «Но не следует ли вам остерегаться кюре Монтайю и всей семьи Клергов?» Он ответил мне, что не опасается ни кюре Монтайю, ни школяра [1], ни кого-либо другого из семьи Клергов в этой местности, и он добавил: «Если бы все кюре в мире были таковы, как этот, из Монтайю! Мы не должны были бы бояться никого из них, если бы они все были как он». Из этих слов я понял, что ректор Монтайю и его братья были верующими в еретиков, ибо в обычае еретиков было говорить так о своих верующих.
В городе Аксе прошел слух, что ректор познал телесно Алиссенду, жену Пьера Руссели, и таким же образом познал Гайларду, жену Пьера Бенета, сестру этой Алиссенды. Обычно в городе Аксе говорили, что ректор часто ходит в бани, а потом ночует в больнице Акса, и что множество женщин приходят ночью к нему, укрытые плащом, и среди них называли На Марагду, Жакотту ден Торт и Алиссенду Прадон. Насколько я понимаю, не было ни одной женщины в Аксе, или их было всего несколько, которыми бы этот Клерг не обладал, поскольку они боялись Инквизиции Каркассона.
Гийом Мондон из Акса сказал мне в тот год, в начале сентября месяца, что он дал сотню турских денег этому ректору, чтобы тот снял с него кресты.

19 августа 1320 года Гразида, вдова Пьера Лизье из Монтайю, свидетельствовала:

Это было около семи лет назад, летом, когда ректор пришел в дом моей матери, которая тогда была на жатве, и спросил меня, соглашусь ли я, чтобы он меня телесно познал. Я согласилась (была я тогда девственницей, и было мне тогда 14 или 15 лет, как мне кажется). Тогда он лишил меня девственности в овине, прямо на соломе. Однако, он не причинял мне никакого насилия. И он впоследствии часто познавал меня, и так было до января месяца, и это всегда было в доме моей матери, с согласия последней. В основном, это происходило днем.
Впоследствии, в январе месяце, ректор отдал меня за супругу Пьеру Лизье, моему покойному мужу, после чего этот священник, с ведома и согласия моего мужа, часто познавал меня телесно, и в течение четырех лет приходил в дом к моему мужу. Когда мой муж меня спрашивал, заключил ли со мной соглашение этот священник, я ему ответила, что да, и мой муж говорил мне, чтобы я остерегалась иметь дело с другими мужчинами, за исключением этого священника. Однако, этот священник никогда не познавал меня, когда мой муж был дома, а только когда он отсутствовал.

- Знали ли Вы тогда и знаете ли Вы сейчас, что об этом священнике говорят, что он двоюродный брат вашей матери Фабриссы?
- Я не знала и не слыхала, что моя мать является какой-либо родней этому священнику.
-  А если бы Вы знали, что Ваша мать является двоюродной сестрой этого ректора, то Вы бы согласились, чтобы он познал Вас телесно, тем более, вне брака?
- Нет. Но поскольку мне это нравилось и это нравилось означенному ректору, когда мы познавали друг друга телесно, то я не думала, что грешу с ним.
- Значит, Вы не верили, что грешите, когда Вас познавал этот священник, сначала до Вашего брака, а потом когда вы были замужем?
- Поскольку в то время это нравилось как мне, так и этому ректору, то я не считала и мне не кажется, что это – грех. Но сейчас, поскольку мне это не нравится больше, то если бы он меня познал, я бы сочла, что это – грех…
- Считаете ли Вы, что когда какой-либо мужчина телесно соединяется с какой-либо женщиной, которая не является его родственницей, будет ли она девственницей, которую он лишит девственности, будет ли это в браке или вне брака, то если такие отношения нравятся и мужчине, и женщине, то это – не грех?
- Хотя всякий телесный союз между мужчиной и женщиной не нравится Богу, я не считаю, что эти люди грешат, пока им это взаимно нравится.
- С тех пор, как Вы поверили, как Вы уже заявили, что всякий телесный союз между мужчиной и женщиной, даже супругами, не нравится Богу, считаете ли Вы, что союз между мужем и женой больше не нравится Богу, чем между теми, кто не состоит в браке?
-Богу не нравится больше, когда соединяются неженатые люди, чем когда это делают супруги.
- Считаете ли Вы, что люди, ведущие святую и праведную жизнь, пойдут в рай после смерти, а грешники пойдут в ад, и верите ли Вы вообще в рай и ад?
- Я не знаю. Я слыхала, что говорили, будто существует рай, и я в это верю. Я слыхала также, что говорили, что существует ад, но я не могу в это ни верить, ни отрицать это. Я верю, что существует рай, потому что это – хорошая вещь, как я слыхала. Но я не верю и не отрицаю ад, потому что это плохая вещь.
Спрошенная тем же образом о воскрешении, она отвечала, что она в это ни верит, ни отрицает, но часто слыхала о том, что мы воскреснем.

Мать Гразиды, рассказав множество подробностей о ереси в Монтайю, добавляет:

На следующий день после смерти Азалаис, Пьер Клерг, ректор Монтайю, сидел на солнышке у ворот церкви. Я приблизилась к нему и сказала ему, что я хочу кое-что ему открыть. Я рассказала ему слово в слово то, о чем я уже свидетельствовала по поводу этой еретикации Азалаис, добавив, что я считаю, после того, что я видела, что двое мужчин, которых привел Раймонд Белот, были еретиками, и что они еретиковали эту Азалаис. Ректор мне ответил: «Замолчи, замолчи, ты не знаешь, о чем говоришь. В этих краях нет еретиков, а если бы они были, то мы бы их обнаружили». После чего я никому больше об этом не говорила, поскольку я считала, что мне достаточно открыть все это моему кюре; и с того времени он тоже не говорил со мной об этом.
В том же году я совершила таинство исповеди перед братом миноритом, которому я призналась во всем, и он мне сказал: «И что же сделал Ваш ректор?» Впоследствии я слыхала от девушки, которую звали Бернардой, что эти братья минориты говорили ректору, что вся эта земля полна еретиков. Он им отвечал, что не знает ни одного еретика в этих краях, однако, еретик Праде Тавернье публично жил в Монтайю. Меня не вызывали давать показания ни перед Монсеньором инквизитором Каркассона, ни перед кем-либо другим по поводу этих фактов, хотя я говорила ректору обо всем этом ранее.

В ноябре месяце 1320 года Раймонда Арсен, родом из Праде, ныне проживающая в Арнаве и бывшая служанкой в доме Белотов в Монтайю, заявила:

Гийом Белот мне сказал в те времена, когда члены семьи ректора Монтайю и он сам делали всё, чтобы множество людей было вызвано к Монсеньору инквизитору Каркассона, что наступит час, когда все близкие ректора будут так же глубоко сидеть в Муре, как и прочие люди из Монтайю.
- Где он Вам это сказал?
- В Кальме, который находится между Доннезаном[2] и Монтайю.
- В присутствии кого?
- Были только я и этот Гийом.
Этот Гийом сказал мне тогда в том же месте, что нынешний ректор Монтайю не охотился так, как теперь, за еретиками, в те времена, когда он следовал за ними, ибо, как сказал мне Гийом, этот ректор говорил ему, что не хотел бы с ними видеться, но посылал им деньги через своего посредника. Он не сказал мне, сколько денег. Ректор также пришил рукава к одной из своих одежд для Гийома Отье, еретика, в доме Гийома Белота и его братьев. Гийом мне также говорил, что он приносил этому ректору календарь еретиков[3], который принадлежал Гийому Отье, и что когда ректор продержал у себя эту книгу столько, сколько он хотел, Гийом отнес ее к еретику, который был у него дома. Гийом мне еще сказал, что еретик Гийом Отье посылал ректору перчатки через посредника.

Бруна Пурсель, дочь Праде Тавернье, из Монтайю, была служанкой у Менгарды Клерг, жены Понса, матери ректора. Последняя часто разговаривала с На Рока, одной из самых крепких в альбигойской вере женщин в Монтайю.

Когда я жила у Менгарды, эта Рока часто приходила в дом и говорила с ней тайно, так, что, когда я входила, Менгарда сразу же говорила мне выйти и посылала меня куда-то. Я часто слыхала, как говорили, что эта На Рока была хорошей женщиной и христианкой, и что это большая заслуга делать ей добро.
Когда Понс Клерг умер, Азалаис Азема, я и Пьер Клерг, ректор Монтайю, закрылись в фоганье, где лежало тело умершего, и Азалаис тогда отрезала ногти на руках и на ногах усопшего с помощью ножниц, так же, как и волосы, в присутствии ректора, который этому не противился. Сделав это, Азалаис сказала мне пойти поискать иголку, чтобы зашить тело, что я и сделала. Я не знаю, куда Азалаис дела эти ногти и волосы. Однако я впоследствии ее спросила, зачем она это сделала, и, в конце концов, она ответила мне, что это – на счастье дома, чтобы означенный Понс не унес это вместе со своим телом, но чтобы оно осталось в доме.




[1] По латыни scolaris . Из контекста не ясно, идет ли речь о ребенке, который жил у кюре, чтобы обучаться, или уже о молодом клирике, который обучал грамоте детей деревни. Последняя возможность является не такой уж неправдоподобной для того места и времени. 
[2] Земли Уссона и Керигюта, формирующие анклав департамента Арьеж в естественных границах Од. 
[3] Множество назидательных и практических книг, в том числе книги обычаев и льгот городов, содержали отрывки из Евангелия, чтобы можно было принести клятву, а также календарь. Эти два элемента, без сомнения, присутствовали в книге Гийома Отье. Совершенные должны были соблюдать три поста в течение года, они постоянно перемещались, и календарь был им, очевидно, полезен. Но чтобы заинтересовать Пьера Клерга, книга должна была быть требником и содержать доктринальные положения. 
Tags: Жан Дювернуа., Реестр Жака Фурнье
Subscribe

  • Берта в мае 2010.Страдч.

    Мне всегда тяжело писать про Берту в феврале, потому что в этом месяце она покинула этот мир. Но я расскажу о том, что было в мае 2010 года. В…

  • Берта в марте 2010 года.

    Март 2010. Львов Вернувшись из заграничного путешествия – такого долгого для собаки без хозяина – я застала Берту поседевшей и…

  • Берта зимой 2009-2010 годов

    Зима 2009-2010. Львов Я – плохая хозяйка собаки. Пересмотрела все фото за зиму 09-10. Сколько я путешествовала, сколько посмотрела…

  • Берта зимой и в марте 2010 года

    Зима и март 2010 года. Львов Как я жалею, что не снимала каждый день своей жизни с Бертой! Мы фотографировали ее лишь тогда, когда выезжали на…

  • Берта в декабре 2009 года. Львов.

    Декабрь 2009 года. Львов Первый месяц календарной зимы во Львове – сплошная унылая осень. Дожди и туманы, туманы и дожди, сырость,…

  • Берта в октябре 2009 года. Снова Крым, Рыбачье

    Тогда в Крыму на переломе октября-ноября за дул странный марокканский муссон. Температура воздуха стояла прямо таки летняя, да и море было очень…

  • Берта в октябре 2009 года. Крым, Рыбачье

    Октябрь 2009 года. Крым, Рыбачье В поезде Катовице-Перемышль какие-то аморальные уроды украли у нас фотоаппарат. Мы вынуждены были купить…

  • Сентябрь 2009 года. Киев, Пуща-Водица

    В первых числах осени у «Международной Амнистии» в Украине был семинар в поселке Пуща-Водица, под Киевом. Сам поселок изначально…

  • Берта в Ясиня. Август 2009 года

    Август 2009 года. Ясиня В то лето мы остановились в Карпатах надолго. В основном, мы неспешно прогуливались по ближним хребтам, наблюдая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments