credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Тайная вечеря

«Перед тем, как они сели ужинать, Иисус взял хлеб [что значит: духовные заповеди Закона и пророков] и благословил его [что значит: одобрил и подтвердил их], преломил [что значит: объяснил их в духовном смысле] и раздал ученикам Своим [что значит: научил их духовному послушанию]. И Он сказал им: «Берите [что значит: будьте просветлёнными], ешьте [что значит: проповедуйте это всем]… (Матф.26:26)»

(Латинский ритуал катаров – принятие молитвы Господней - Северная Италия, около 1250 года)

           В Страстной Четверг Христос «встал с вечери, снял с себя верхнюю одежду и препоясался. И, налив воды в умывальницу, стал умывать ноги своим ученикам». (Иоан. 13:4-5). По его примеру «викарий Господа» Папа Римский в четверг на Страстной Неделе также моет ноги подчиненным. Но Страстной Четверг – это, прежде всего, установление Вечери Господней.

           Как легко и просто считать, что кровь и плоть Иисуса Христа воплощается в той вафельке или проскурке, которую подает священник причающаемуся! Люди верят, что если сразу же после этого умереть, - не успев в очередной раз согрешить, - то тут же попадешь в рай. «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Лук. 3:7) Разве поеданием хлеба достигается Спасение, или, все же, надо взять на плечи крест и идти за Господом, исполняя Его заповеди?

Конечно, Великие Церкви возвели евхаристию в ранг великого таинства, оправдали ее богословской традицией, объяснили и истолковали каждый пасс руками священника и каждую его мантру. Но что остается в сухом остатке? Если Христос, как они учат, человек, то на алтаре совершается людоедство. Если Иисус Христос – не простой человек, а Богочеловек, то тогда совершается святотатство. Конечно, можно сказать: пусть недалекие едят хлеб и думают, что едят своего Бога. Ведь в этом нет никакого криминала. Всяк волен верить в то, во что ему хочется. Даже в то, что вот можно сделать рай на земле и раздать т каждому по две тысячи евро.

Вера в душеспасительность облатки похожа на веру в «доброго царя»: не нужно напрягаться, не нужно продираться через тернии, нести свой крест, исполнять заповеди Божьи. Достаточно раз в неделю есть облатку или раз в пять лет проголосовать. Это широкие врата, в которые ломится стадный народ. Но что за ними? Спасение души? Счастливая жизнь? «Входите тесными вратами», - говорится в Писании (Матф.7:13). Да, входить в них трудно, неимоверно трудно, но «Царство Божье усилием берется», тогда как за широкими вратами нас ждет пустота.

Что же до Установлении Вечери Господней, давайте внимательно почитаем Евангелия. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.» (Лук.22:19,20); «И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.» (1Кор.11:24-26). Что до крови, то тут все ясно и сказано без обиняков: это Новый Завет. Но что есть Тело Господа? Об этом правдиво говорит евангелист Иоанн: ««И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (1:14). Смысл Вечери Господней не в том, что на ней есть и пить, а с кем трапезовать. Ведь главное в ней «в Мое воспоминание». Само это слово, по-гречески «анамнезис», было важной частью раннехристианского евхаристического канона. В те времена κυριακόν δεΐπνον, Coena Dominica (Господня Вечеря) обозначалась разными терминами: κλάσις τοϋ άρτου [преломление хлеба], προσφορά [приношение], έπίκλησις [призывание], Mensa Domini [Трапеза Господня], oblatio [приношение], fractio [преломление], liturgia [литургия (от греч. «общее дело»)], anaphora [анафора (от греч. «возношение»)], agapа [агапа (от греч. «любовь»)], synaxis [синаксис (от греч. «собрание»)], etc. Ритуал благословления хлеба у добрых христиан – это и есть апостольская Евхаристия в чистом виде, воспоминание о Вечере Господней. Быть подле Добра, исполнять заповеди Христовы – это и значит быть сопричастным Ему.

Но что же делать нам? Мы не апостолы, и нам не было дано сидеть рядом с Христом за Вечерей. У нас даже нет хлеба, благословленного добрыми христианами. Все они исчезли в пламени костров, не оставив преемников. Но помним, что Тело есть Слово. И у нас есть Евангелия, мало того: у нас есть слова добрых христиан, записанные, по иронии судьбы, в реестрах тех, кто их убил. Мы можем есть хлеб, вспоминая Бланш де Лаурак, Гвиберта де Кастра, Бертрана Марти, Пейре, Гийома и Жаума Отье, Гийома Белибаста и многих, многих других. И тогда, на какой-то миг, «друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова» (cit).

Tags: Воскресные размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments