credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

О смехе (по поводу 1 апреля)


Хорхе, персонаж «Имени Розы» Умберто Эко, объясняет мотив убийств, совершенных им, желанием уберечь человечество от пагубы, которое может навлечь на него трактат, приписываемый Аристотелю «О смехе». Для века высокой схоластики человек явно старозаветной закалки, Хорхе видит угрозу в трактате не только потому, что он написан не ведающим Христа язычником, но и содержанием текста. В своей филиппике против смеха Хорхе изображает смех родным братом греха, тем, что оскорбляет Господа, Который не для того изгнал Адама и Еву из рая, чтобы их потомки смеялись и веселились. И в Заповедях Блаженства Иисус говорит: «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:25). Земля, как утверждает Хорхе (и здесь он прав) – юдоль скорби, а потому благочестивым будет плакать и стенать все время, покуда мы ее не покинем. Сокрушаться и посыпать голову пеплом – вот самое большое благочестие, и Христос, как Его описывают Евангелия,  никогда не смеялся, не хихикал, не шутил, но только грустил, плакал, был в скорби да в печали.

Из правильного посыла был сделан неправильный вывод. Все не так просто. "Мудрые, умом проникающие в скрытый смысл Писаний" (с), легко найдут там Христа радостным, говорящим притчами; Он шутит, иногда язвительно (см. о женщине у колодца Иоан.4:17,18), иногда с сарказмом (см. диалог с Филиппом Иоан.14:8,9 и разговор с фарисеями Иоанн. 10:32), а иногда и попросту «разводит» Своих учеников: «А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: [это значит], что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?» (Мар.8:15-18). Или, например, при море Тивериадском (см. Иоанн. 21).

А если плакать и стенать – это особое благочестие и суть хорошо, зачем же Господь Наш говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28)? Ведь не говорит Он: «Придите ко мне, и поплачем вместе»? И если плач и скрежет зубовный – это хорошо и любо Богу, то почему говорится, что Бог утрет слезу всякую с очей праведников, а скрежет зубовный оставит грешникам?

А что говорили по этому поводу Добрые Люди, те, которые утверждали, что мир во зле лежит, а посему «От благ Сатаны никогда вам не быть сытыми, сколько бы вам не досталось от щедрот его… И не будет вам ни роздыха, ни исхода в сем подлом мире; и всё, что творит Сатана, суть лишь искус и пагуба»? Вот уж, казалось, кто-кто, а эти точно были любители поплакать и постенать, поскольку не любили ни мира, ни того, что в мире. Одним словом, как обожают говорить современные оппоненты катаризма (тогдашние инкриминировали им просто отклонение от догмы РЦ), катары были жизне-ненавистниками и вся паства их была из эмо и любителей кладбищенской эстетики. Но нет, не тут то было: когда мы читаем отрывки их проповедей, то нас не покидает радостное чувство близости к небесам, к новой земле и новому небу, «где свет немеркнущий и люди прекрасные», «Где всякая душа будет любить другую, как любят отца, мать, сестер, братьев и детей», «где все души будут ликовать, как ягнята, выпущенные попастись на весенний лужок». И в то время, когда соборы Римской Церкви пугали своих прихожан кровавыми сценами из Страшного Суда, с садизмом расписывая все те ужасы, которые ожидают грешников в конце времен, Добрые Люди говорили своей пастве: «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.» (Пс.31:11),  «Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем» (Ис.66:10), «Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.» (5. Лук.6:23).

Розыгрыши тоже были в чести у Добрых Людей. Так, Гийом из Акса шел однажды берегом Арьежа с несколькими братьями. Всем им был подарен рыбный паштет, который они должны были поделить на равные части между собой. А Гийом из Акса очень любил рыбный паштет. Тогда он взял камень и, показав его одному из братьев, сказал: «Спорим, что ты не осилишь добросить этот камень до реки?». «Осилю» - ответил тот. И поспорили они на часть паштета. Но как только пари было заключено, Гийом из Акса швырнул камень в самую быстрину реки и таким образом выиграл часть паштета, потому что брат не смог достать этот камень.

Добрые Люди имели Духа-Утешителя, и с Ним им было не скучно. Напротив, они как бы уже несли на себе то ликование Царствия, которое и делало их блаженными (юродивыми в глазах современных гламурных историков). Они источали этот свет и эту радость высших небес, как искры, отлетевшие от большого огня, могли согреть других.

И даже в эпоху преследований, восходя на костер, они не теряли надежды. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.» (Матф.5:12).

Христианство это прежде всего Благая Весть, а благо несет радость, но не слезы. И служение Христу это радостная дорога, хоть и трудная, и опасная. «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Матф.11:30). «Радуйтесь, Пейре, ибо нас ожидают счастливые дни», говорил своему верующему Пейре Маури Добрый Человек Пейре из Акса.

Будем и мы радоваться, как бы грустно и сиротливо нам ни было подчас.

Tags: Воскресные размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments