credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Мартирологи катаризма. Часть 3.

Что случается, когда сначала написал целый том, а потом решил поизучать эту тему...

Когда читаешь вот такие пассажи:
"Никогда не было костра Монсегюра»: такая фраза вышла из-под пера проф. Этьена Деларуэлля в обозрении «Археология» в декабре 1967 года. Так он неосмотрительно перефразировал более осторожный тезис Ива Доссата, который, встретив упоминание о женщине, плененной в Монсегюре и сожженной в Браме, ограничился тем, что написал в 1944 году: «относительно этого костра возникает много сомнений,"
невозможно не улыбаться.

Широко так улыбаться, потому что узнается в этом вовсе не далекий 1967 год, а, буквально, наше обыденное Сегодня: один крайне осторожно предположил, что "возможно, не было", другой понял без осторожности и сказал прямо: "не было", а третьи даже и не знавшие про первого, растрезвонили это "не было", как истину в последней инстанции.

Уверена, что 50т лет назад если и существовали научно-литературные (или даже Чрезмерно Литературно-Научные) опусы о ереси, то процесс их штампования не набрал еще такие невообразимые скорости, как сейчас. Очень многие, буквально, мало-мальски грамотные в теме писатели - они же исследователи (или же они думают о себе, что они исследователи), считают не меньше, чем долгом, отписаться по данному вопросу. И не статью, а целый том. Где все равно будет повторено всё, что уже повторялось из повторенного аж с 14 века включительно.
Плохо ли это, если повторение - мать учения? Нет, напротив - чем чаще распространяется истинная информация, даже если она повторяется, тем проще ее обнаружить. Это при условие, что она истинная.

Касаемо же истории ереси, и особенно катаризма, с этим очень часто поступают, как профессор Этьен Деларуэлль с тезисом Ива Доссата о Монсегюре... Особенно в нашей стране. Ясное дело, что окситанский катаризм - не наша национальная история и, по сути, что там было и чего там не было - в южных районах Франции, да еще и 800 лет назад - как бы не наш интерес...
Но. Даже при таком раскладе - если уж мы беремся - то не стоит ли сначала изучить, о чем писать будем, а потом писать? А литературная это форма изложения или научная - не важно. Вероятно, все же, нет - поскольку пересказы уже очень "бородатых" теорий о катаризме - будто бы просто обязательный пункт в фильмах, художественной и даже современной научной литературе.

Натыкалась я и на мысль, что "кто-то зажрался"... Катары "ваши" (а чего это они наши?), мол, никому не сдались, и хорошо, что хотя бы кто-то и как-то Вообще, о них речь имеет.
Разумеется! Особенно перефразируя апостола Павла (говорившего примерно следующее: "Даже если о Боге проповедуют не искренне, они все равно приносят пользу говоря о Боге": Послание к Филипийцам 1:14-19), выходит, что "косяки" в фильмах или романах о катарах вполне простительны, ибо тема сложна и редко упоминается, а потому, спасибо, что Вообще есть такие фильмы и романы...
Но. Опять же, но. Боюсь, в таком случае дойдет именно до нынешней моды на катаризм - без понимания, чем он являлся... А все, что не вмещается в новую, модную теорию, будет признаваться не существовавшим. Что уже и происходит, время от времени...

В связи с вышесказанным, давайте Изучать, прежде чем писать, чтобы не делать потом вид, что чего-то не существовало...

ПОСМЕРТНЫЕ ДАННЫЕ некоторых катарских верующих и Добрых Людей начала 14 века. Окситания.
ЧАСТЬ 3. (Буквы И - начало М)
31. Изабе. Семья верующих из Верден-Лаурагэ (Од). Дама Кондорс Изабе и ее сын Бернат были сожжены, как вновь впавшие в ересь, Бернардом Ги в Тулузе на Пасху 1310 г.
32. Изарн (Гийом). Молодой человек из Виллемур (Верхняя Гаронна). Умер, получив утешение из рук Жаума Отье. Эксгумирован и сожжен по приговору Бернарда Ги 5 марта 1308 г.
33. Изаура. Семья верующих из Ларната (Арьеж), связанная родственными узами с кланом Отье. Пейре и Раймонд были сыновьями Арнота. Пейре, самый младший, давал показания в августе 1308 г. и в апреле 1309 г. перед Жоффре д’Абли. Бежал за Пиренеи, не дождавшись приговора.
34. Капелль (Раймонд). Верующий из Монтайю, арестованный Инквизицией в 1308 г.
35. Клайрак (Бернат де). Из Верльяка на Теску (Верхняя Гаронна). Сын Гийома и Сапты де Клайрак. Брат Кастеляны Дюран. Осужден на Мур Бернардом Ги на Пасху 1310 г. Вышел с крестом в 1316 г.
36. Клайрак (Гийом де). Глава семьи верующих из Верльяка на Теску. Отец Кастелляны Дюран. В его доме Пейре Отье и Фелип де Талайрак крестили Раймонда Фабре. Осужден на Мур Бернардом Ги 25 апреля 1309 г., потом сожжен, как вновь впавший в ересь, на Пасху 1310 г.
37. Клайрак (Пейре де). Сын Гийома и Сапты из Верльяка на Теску. Брат Кастелляны Дюран. Сожжен, как вновь впавший в ересь, Бернардом Ги на Пасху 1310 г.
38. Клайрак (Сапта де). Жена Гийома, из Верльяка на Теску. Осуждена на Мур вместе со своим мужем 25 апреля 1309 г.
39. Клерг (Бернат). Сын Понса и Менгарды из Монтайю. Брат священника Пейре Клерга и графский бальи этой местности. После процесса, проведенного Жаком Фурнье (1321-1323), осужден на тесный Мур в Каркассоне в 1324 г.
40. Клерг (Пейре). Сын Понса и Менгарды из Монтайю. Священник в Монтайю с конца 13 века. Умер в тюрьме около 1321 г. Осужден на эксгумацию и сожжение как «догматизировавший ересь и нераскаявшийся» в январе 1329 г.
41. Ларнат (Фелип де). Владелец Ларната, сын Фелипа и Себелии де Ларнат. Давал показания в мае 1308 г. перед Инквизицией Каркассона. Его жена Уга умерла, получив утешение из рук Пейре и Гийома Отье около 1303 г. Его сестра Себелия умерла, получив утешение из рук Фелипа де Талайрака до 1308 г.
42. Лизье (Гразида). Дочь Фабриссы ден Риба, владелицы корчмы в Монтайю. Замужем за Пейре Лизье и любовница Пейре Клерга. Осуждена Жаком Фурнье на Мур в 1321 г., потом на ношение креста в 1322 г.
43. Марти (Арнот). Юный добрый человек, сын Пейре Марти, главного кузнеца в Юнак (Арьеж). Сожжен в Каркассоне в 1309 г.
44. Марти (Раймонда). Старшая дочь ткача Раймонда Маури. Замужем за Гийомом Марти из Монтайю с 1305 г. Осуждена на Мур в 1324 г.
45. Маурель (Арнот). Эмигрант из Бургундии, очевидно, вальденс, поселившийся в Бёпуэ, в Ломании (Тарн-и-Гаронна). Принимал и прятал Пейре Отье в 1309 г. Осужден на Мур со своей женой Раймондой Бернардом Ги в 1312 г.

Списк составлен мной, текст Тамары Бергман


Цитата из Жан Дювернуа «Никогда не было костра Монсегюра...».


На иллюстрации - "Христианские мученики", автор Поль Гюстав Доре).

28685189_2052339638387181_4013070786249423118_n
Tags: Катары катаризм, имена катаризма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments