Поскольку гонения на катаров были не менее продолжительны и безжалостны, то вполне можно ожидать, что современная католическая Церковь "дозреет" до извинений и за эти меры. Тем более, за что только Рим уже не извинялся...
В 1982 году, при Папе Иоанне Павле II - за "ошибки" инквизиции.
В 1985 году, при нем же - за жестокое обращение колонизаторов с афроамериканцами.
В 1992 году, при нем же - публично принесены извинения покойному Галилео Галилею, объявил решение инквизиции по его делу ошибочным.
В 1992 году также реабилитированы Джордано Бруно, Савонарола, Ян Гус и Мартин Лютер.
В 1995 году, при Папе Иоанн Павел II - за соучастии церкви в притеснении и жестокости по отношению к женщинам.
В этом же году - за зло "братьям из других конфессий" (что это за братья - не уточнено)
В 1996 году, при нем же - за терпимое отношение к фашизму
В 1997 году, при нем же - за холокост, "...выразив сожаление, что совесть христиан молчала под нацизмом и христиане не оказывали нужного духовного сопротивления преследованию евреев".
В 1997 году, при нем же - за массовое убийство протестантов в Варфоломеевскую ночь.
12 марта 2000 года, при нем же - проведена торжественная месса Mea Culpa (Моя Вина) в церкви Святого Петра в Ватикане, на которой прошло официальное покаяние в организации религиозных войн и крестовых походов, в насилия инквизиции, осуждение насилия против евреев и тд.
И в 2014 году уже Папа Франциск официально попросил прощения от лица Рима за массовые убийства вальденсов.
Что же касаемо катаров?
Звучат мнения, что поскольку катаров больше не существует, то "хватит с них" и общего покаяния Рима от 1995 года - за зло, содеянное "братьям из других конфессий". А как же тогда индейцы, уничтоженные католиками-конкистадорами, их же тоже больше нет? А Галилео, Бруно и прочие?
Если, с другой стороны, вам кажется, что "вот их-то было много" (например, афроамериканцев, замученных колонизаторами за века рабства), а катаров - то чего там было? То...
во-первых, "незначительных" смертей не бывает,
во-вторых, среди жертв Инквизиции, за все время ее существования, предполагается довольно большой процент "неизвестных" смертей.
в-третьих, точное количество жертв гонений на катаризм, которые начались еще в 11 веке и длились нескончаемо до 14 века на территории всех католических стран Западной Европы, выяснить не получится, скорее всего, никогда.
16 октября 2016 года, в день казни катаров Монсегюра, в Арьеже, Франция прошла поминальная католическая служба, на которой местный епископ города Памье Жан-Марк Эйшенн заявил, что "2016 год Папа Франциск объявил годом милосердия, и мы, верующие католики Арьежа, выражаем свое сожаление в связи с произошедшим и осуждаем это". Также от лица всех верующих города он попросил прощения у Бога за действия католиков во время Альбигойского похода: "Мы просим у Господа прощения, что мы действовали против Евангелия, Евангелия, в котором Господь Иисус заповедует нам любить ближнего и никогда не отвечать насилием."
"Прощение попросили немного поздно, но лучше поздно, чем никогда", - ответил Жерар Просо, президент ассоциации "Рыцари и дамы Окситании". Но можно ли считать эту просьбу о прощении официальной?... По многим причинам вопрос спорный... Поскольку
епископ Памье говорил от себя, он не имеет полномочий говорить за Папу. А также выбрал он очень своеобразного адресата - Бога, который не сможет послать "прогуляться", как в 2014 году Папу - современные иерархи вальденсов.
И здесь сложно также не согласиться с вальденскими иерархами в том, что принять эти раскаяния могут только сами жертвы.
Вообще, данное заявление вызвало неоднозначную реакцию в обществе у историков и всех тех, кто в теме. Одни приняли его с учетом "лучше поздно, чем никогда", другие же посчитали, что это "отписочное" такое раскаяние - потому что у всех уже попросили прощения, надо и тут чего-то сказать. Многие ожидали после заявления епископа официальной речи Папы по этому вопросу - которой так и не последовало.
Существуют и очень радикальные отзывы на этот счет... о том, что личное мнение епископа Памье ничего не значит для Рима, а то, что он там провел одну мессу - это, извините, как сказать: "Ой, мы погорячились и чисто случайно убили вот эти вот 200 человек. А про остальных - мы не в курсе и, может даже, это не мы..."
А вы считаете, этого жеста поместного католического клирика Памье достаточно?
(об этом событии 2016 года можно подробнее почитать:
http://www.lefigaro.fr/flash-actu/2016/10/16/97001-20..
посмотреть, как это было: https://www.youtube.com/watch?v=HTb1vqxn5uA)