credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Из группы фб о катаризме. Католические Суммы. Текст Тамары Бергман

Что такое католические "Суммы", какова их роль в борьбе с ересями, и о том, что если какой-нибудь читатель не видит различий между католическим и катарским вероучениями - пусть изучает материал заново и внимательнее.

Хотелось бы уточнить очень важный момент в отношениях Рима и катаризма, а в целом и прочим средневековых "еретических" учений. Одновременно ответив на следующее суждение автора исторических постов из группы о тамплиерах: "Также не стоит забывать, что Ватиканом под понятие катаризма нередко объединялись и другие, более мелкие ереси (против которых так же частично был направлен этот поход [речь об Альбигойском походе]), что дополнительно затрудняет анализ отличий катаризма от католичества и заставляет объединять их с катаризмом".

Прежде всего. Сама мысль о том, что отличить катаризм от католичества сложно и какие-то факторы могут затруднить этот процесс - абсурд. Тем более, абсурдно, что будто бы сделать это не мог самим же католический клир.
Минимум по 20ти пунктам две эти христианские Церкви имели принципиальные противоречия, по которым невозможно "пойти на мировую":
- природа зла
-природа Иисуса
- воплощение Бога в материальных вещах
- отделение Ветхого Завета от Евангелия
- прямое понимание Евангельских текстов
- крещение
- сущность и взаимоотношение лиц Троицы
- исповедь
- спасение души
- существование ада
- существование Чистилища
- финансовая состоятельность Церкви
- влияние Бога на материальный мир
- природа Девы Марии и апостолов
- Непорочное Зачатие
- роль Иоанна Крестителя
- сущность Судного Дня
- переселение душ
- материальные чудеса Иисуса
- чудеса святых или мощей
- почитание креста
При чем мнения Рима и Добрых Людей ни "немного" отличны, а носят несовместимый характер.

Относительно же того, что Рим в принципе не видел различий между "еретическими" учениями, объединяя всех подряд с катарами (ну, а чего? какая в принципе разница? все равно всех жечь) - уважаемому автору напрямую из 13 века отвечает Жиль де Пюилоран, близкий к Бернару Клервоскому: «Множество ариан, манихеев, вальденсов лионских. Хотя и отличные друг от друга, они согласны в замыслах против католической веры, к повреждению душ. Ученики Вальдо наиболее упрямы в их спорах с другими».
К тому же, достаточно прочитать названия любых анти-еретических средневековых сочинений, чтобы понять, как щепетильно подходили их авторы-католики к различению своих врагов. Например, Монета Кремонский "Против катаров и вальденцев в 5-ти томах" или Райнерий Саккони "Сумма о катарах и лионистах", или Дюран из Уэска "Против манихеев".

Эпоха устных баталий с голословными обвинениями против оппонентов, и обязательным призванием гнева Божьего на головы еретиков, быстро прошла, поскольку показала свою несостоятельность. Эффективное противостояние предполагало доскональное изучение идей противника, и если противников много - то строгие дефиниции их "заблуждений", прежде всего, для того чтобы сформулировать достойный, весомый ответ.
На "сцену" выходят Суммы вкупе с подробнейшими реестрами инквизиции.
Чрезмерно подробное перечисление уникальных отличий "ересей" между собой, общих и частных их "заблуждений," а также истолкования "ошибок" с указанием географического расположения той или иной группы - этим и интересны работы ересиологов, известные как Суммы Против Ереси. Суммы - потому что это всегда попытки дать компендиум уже существующей информации в поле различения ересей. В них не найти явной клеветы или чрезмерно фантастичных выдумок, и за частым отсутствием документов иного толка, мы вполне можем брать их за истинные источники информации. При изучении таких Сумм никогда не стоит отвлекаться на про-католическую направленность их авторов, полагая, что текст целиком состоит из фантазий наподобие кота с крыльями - хотя этот фактор и впрямь влияет на характер изложения материала. Поздние ересиологи писали не с целью оболгать оппонентов, а напротив - дать четкие распознаваемые признаки, по которым одну "ересь" легко отличить от другой, по которым можно составить перечень вопросов следствия к обвиняемым и свидетелям, и по которым стали бы явны центральные "ошибки" любых учений, отрицающих примат Рима.

Когда возникла идея анти-еретических текстов? Очень рано. Сразу после того, как появились отклонения от "общепринятого учения", а это в районе 4 века. Вспомним, хотя бы, борьбу Августина со всеми подряд и его "О природе блага против манихеев", "О книге бытия против манихеев", "Против Фауста Манихея", "Против Пелагия", "Против донатистов". Ему же вторил и святой Ириней Лионский в своем гигантском труде "Против ересей", собравшем все что можно про каждого первого и не церемонившимся где истина, а где выдумки - особенно относительно гностиков.
Практика текстов "Против" продолжала оставаться популярной среди католического клира вплоть до 14 века, но очень важен следующий аспект: в первых анти-еретических изложениях слухи или наговоры часто умышленно объединялись с истиной, чего уже не происходило в последующих Суммах. Апофеозом изложения "сдержанного стиля", пожалуй, можно считать:
1."Practica Inquisitionis" (учебник для инквизитора) Бернарда Ги
2. "Сумма против катаров и вальденсов в пяти книгах" Монеты Кремонского
3. "Суммы против катаров и Лионских Бедняков" Райнерия Саккони
4. "Трактат о еретиках" Ансельма Александрийского
5. "Против манихеев" и "Против ересей" Дюрана из Уэски
6. "О католической вере против еретиков" Алана Лильского

В свое время это были целые кладези, из которых и можно было узнать доктринальные особенности различных "еретических" учений, но время идет... И если до середины 20 века большинство научных исследований "по-старинке" основывалось только на них, то и теперь огромное количество ученых просто продолжает "ехать" на знакомом материале - игнорируя или привычно критикуя все новооткрытое... А это уже нечем "извинить".

Тамара Бергман

(иллюстрация взята из Анн Бренон "Катары.Бедняки Христовы."
на иллюстрации - гравюра, ангелы и дьяволы дискутируют вокруг святого Августина)


28058982_2044406462513832_524323507970075446_n
Tags: Богословие, Источники, Их нравы, Катары катаризм, Катехизис
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments