credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. I. Крещение. Продолжение


            Во времена «золотого века» в Церкви Лангедока получивших утешение умирающих перевозили в «дом» совершенных. Они умирали там через какое-то время, или же выживали. В последнем случае, они принимают обеты и живут как совершенные, а иногда вновь становятся обычными верующими, по собственному выбору. Известны даже случаи возвращения в католицизм:

 

Мой дядя, Гийом из Майоргес, заболел болезнью, от которой умер. Он хотел, чтобы утешили его совершенные (получил утешение у себя дома). Когда его состояние улучшилось, он счел, что поступил плохо, когда получив утешение, съел мяса, и сказал отнести себя в аббатство де Бульбонн, где умер и был похоронен.[1]

 

           

Совпадение просто удивительное. Здесь идет речь о двух случаях oblatio ad terminum. Соблюдение режима питания было, скорее всего, таким же строгим у цистерцианцев, как и в доме еретиков.

            Под конец февраля 1273 года, бывшая госпожа Витерб (Тарн), вдова рыцаря-фаидита Рейнарда из Палайяк, получает утешение у совершенного Гийома Прунель. Ее служанка признается в 1274 г.:

             

Госпожа эта, после того, как получила утешение, прожила пятнадцать дней без еды и питья, и принимала только воду. А я служила ей неустанно до самой смерти, зная, что она получила утешение.[2]

 

            В подобной же среде задокументирован следующий старый обычай:

 

Этот больной (Гийом Раймонд Франциск из Сореза (Тарн), около 1237 года) сказал присутствующим, что Его Преосвященство Арнольд Ук, который был диаконом в районе Виллемур, и его товарищ, приняли его в свою секту… что они должны были встретиться у него следующей ночью, а он без них ничего не ел.[3]

 

            Потому следует подождать до первой декады XIV века, чтобы наткнуться на феномен, который с тех пор стал носить название endura. [4]

            В последний период лангедокского катаризма (1300-1320), можно увидеть около 20 случаев поста, связанных с consolamentum in extremis.

            Прежде всего, следует выделить ритуальный трехдневный пост, который держали совершенные, арестованные Инквизицией, согласно обетам, принятым во время посвящения. Амиель из Перль и Белибаст начали endura сразу же после ареста. Первого сразу же сожгли на костре, а второго эта судьба постигла намного позже. [5]

            Если в большинстве случаев пост этот представляется как строгая диета на холодной воде[6], то можно также найти примеры того, что он состоял из воды и хлеба[7], и даже, что это была «постная еда». [8] Можно было бы сделать вывод, что больной должен был бы иметь возможность произносить Pater, но это молитва вспоминается только один раз и связана с одной холодной водой. [9]

            Известны случаи убежищ, где царило относительное спокойствие, а присутствие совершенного позволяло совершить нормальное обучение. Больной держал ритуальный пост, а утешение ему уделяли, когда он уже был при смерти.[10]

            Совершенные старались не уделять утешения людям, состояние здоровья которых было еще относительно хорошим. Так было в случае одного жителя Лавор около 1250 года; ухудшения его состояния ждали три дня; а также одной женщины из Луган (Тарн), «которая была еще сильной» ок. 1307 г. [11], а также одного преданного верующего, уход которого из этого мира был бы в общем невыгоден для Церкви (Арк, Од, до 1305 г) [12], К тому же convenenza позволяет отложить церемонию до последней минуты[13]. Известны случаи, когда совершенные систематически ожидали наступления комы:

 

Амиель из Перль (призванный к ложу больного) хотел сразу же посетить и посмотреть больного. Нашел его в относительно хорошем состоянии и сказал, что он еще доживет до ночи. Пока что не хотел ничего делать. Тем не менее, спросил больного, хотел бы он быть принятым в его веру  и его секту, и хотел бы он принять и придерживаться заповедей Божьих и своих единоверцев. Больной отвечал, что сделает это добровольно и с радостью. Совершенный сказал тогда ему, чтобы он простил всем, каждому, кто сделал ему зло, или сказал что-либо злое, а больной на все это согласился.

Следующей ночью больной попросил пить. Его отец, в присутствии совершенного, подал ему ложечку воды и влил немного в уста. Больной дал знак, что вода не проходит в его горло. Тогда совершенный уделил ему утешение… Больной умер сразу же после этой еретикации.[14]

 

            Часто случалось, что в случае выздоровления или более длительной болезни, больной прерывал пост по собственной воле или по желанию окружения. Тогда он получал повторное крещение[15], так же, как в случае принесения клятвы, итд.



[1]Рук. 609 Тулузаб  f 18 r.

[2]Doat XXV, f 175 v - 176.  Инквизитор спрашивает дающую показания: «Почему она ничего не ела после утешения?», и она отвечает: «Потому что не знала Молитвы, как ее произносят совершенные, а не было никого рядом, чтобы ее научить.»

[3]Ibid, f 256 v.  

[4]Следует подчеркнуть, что инквизиторы Каркассона, реестр которых ( Doat XXVI, ff 80 do 316) включает 1284-1289 годы и содержит сообщения о различных «еретикациях», хранят молчание на тему endura.  

[5]Limborch, op.cit., p. 37; - J. Fournier, t.II, p.78.  

[6]Limborch, op.cit., p. 59, 110. 147-148; - J. Fournier, t.I, p.231, 235, 284; III, p. 143, 247, 265; - G. d’Ablis, ff 18 r- 19 r, 14 v.  

[7] J. Fournier, t.I, p.495, 498.  

[8]J. Fournier, t.II, p.15, 414, 415; III, p. 143.  

[9] J. Fournier, t.I, p.495; - G. d’Ablis, f 19 r.  

[10] G. dAblis, f 24 r, 33 r, 37 v. ;  Пребывающая в endure несколько недель Гильельма Сабатье, умирает сразу же после consolamentum (Ларнат, Арьеж, ок. 1303 г.)  Limborch, op.cit., p. 28, 204.

[11] Belhomme, op.cit., p. 137;  Limborch,  p. 149.

[12]J. Fournier, t.III, p.415-416. Это ожидание прихода смерти подтверждается и в случае 1255 г без аллюзии к endura, в отрывках из Архива Департамента Верхняя Гаронна (изд. Belhomme, Memoires de la societe archeologique du Midi de la France, t. IV, 1852, p.137).

[13] См. Supra, p.165, стр. 88.

[14]G. dAblis, f 36 v (Ларнат, Арьеж, июнь 1306 г). 

[15]Limborch, p. 79, 117, 143; -  J. Fournier, t.II, p.414-415.  

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments