credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Анн Бренон. Катары под сомнением. Рецензия на сборник статей деконструктивистов

Катары под сомнением.
В чем смысл нынешней дискуссии.
__________________

Рецензия на сборник « Катары. Как Церковь сфабриковала еретиков», вышедший в журнале L’ Histoire, n°430, декабрь 2016

___________________________


Сборник статей, опубликованный в журнале L’Histoire, является плодом трудов многих историковЖ-Л. Биже, Ж.Тьери, Роберта Мура и М.Г. Пегга, а ткже Ж. Шиффоло и Фабьена Паке. Все они являются представителями так называемой «деконструктивистской» историографической школы, и вот уже многие годы воюют за то, чтобы «деконструировать» историю катаров, которую они полагают слишком живучей легендой.  Все они являются авторитетными историками, к их голосам прислушиваются, и они высказывают это мнение в профессиональных кругах и средствах массовой информации. Роберт Мур также в 2012 году опубликовал в том же ключе труд The war on Heresy (2012), который был переведен на французский язык Ж. Тьери под названием Hérétiques : répression et résistance (Belin, 2017). Номер журнала l’Histoire, посвященный этому вопросу, был очень быстро распротранен, а эффект от этих статей удвоен интевью на радио France Culture – словно речь шла о каком-то квазиофициальном документе, который, наконец, окончательно разрешил «катарский вопрос». Впрочем, ту же тенденцию мы обнаруживаем и в самом названии: это попытка глобальной деконструкции «феномена катаров», не оставляющая никакого места для других интерпретаций.
Однако, помимо простых расхождений в толковании истории, что всегда вызывает плодотворные дискуссии, прочтение этого сборника выявляет огромное количество безосновательных утверждений, упущений и ошибок, свидетельствующих об удивительном для историков незнакомстве с источниками. Научный совет CIRCAED (научная ассоциация, Международный коллектив изучения катаризма и диссидентства, возглавляемый Анн Бренон и Пилар Хименес) в связи с этим сразу же после этой публикации отправил в редакцию журнала письмо с разъяснениями, но оно не было напечатано. Поэтому мы предлагаем сейчас вместе прочесть этот сборник на аналитический и критический манер, чтобы выявить удивительные несоответствия, и , возможно, определить механизмы, которые помогут нам восстановить более открытое видение истории средневековой ереси.


Редакционная статья на первой странице, как это ни странно, озаглавленная «Страна катаров», сразу же выдает главную тему : « История катаров Окситании – это хорошо укоренившаяся легенда », и перечисляет главные разделы, структурирующие сборник.
,
- [легенда] родилась в 1849 году, когда был опубликован труд Карла Шмидта, Histoire et doctrine de la secte des cathares ou albigeois (История и доктрина секты катаров и альбигойцев).
- « борцы-регионалисты переняли эстафетуогромная аудитория документального фильма Caméra explore le temps…. » (французский фильм 60-х годов, прим.пер.)

- Но, к счастью « Вдали от этих отклонений от истины, продолжалось изучение истории Церкви. В 1990-х годах Моник Зерньевместе с другими учеными приходит к радикальному оспариванию такого понимания ереси Ее дело продолжили сегодня английские и американские историки » [Пегг и Мур]
- « Происхождение ереси следует искать прежде всего в так называемых Грегорианских реформах … [когда] … всякое инакомыслие было объявлено преступным. Именно тогда, в 1230-х годах, Инквизиция изобрела ересьценой самых безумных обвинений. Ведь обвинять альбигойцев (которых никто в XIII-м веке еще не называл катарами ) в том, что они целуют кота в задразве это более надуманно, чем обвинения противников Сталина в том, что они «гитлеро-троцкисты»’ ? »
- И, наконец, возвращение к заглавию: « Катары существуют: они являются самыми успешными туристическими агентами, пропагандирующими наследие регионов Од и Альбижуа»….

Вся эта темао том, что никакой серьезной историографии между трудами Карла Шмидта и Моник Зернье на эту тему не существовалоразвивается во всем этом сборнике, появляясь в различных статьях , которые мы с Пилар Хименес прочли, используя критический подход. Пилар сосредоточилась на том, что касается доктрины и «дуализма» катаров, а я последовательно рассматриваю: 3 статьи, имеющие образовательную цель (1. Правда и Ложь о катарах (автор неизвестен),; 2. «Существуют ли какие-либо «катарские источники» » ? (Ф. Паке) ; 3. Инквизиция (Ж. Шиффоло). Потом еще 2 статьи: (4. Крестовый поход, слишком политическое дело (М.Г. Пегг) и 5. Бегство и блуждание (Ж.Тьери)).


________________

1. Правда или ложь о катарах.

Это ряд вопросов и ответов, автор которых неизвестен. Они в целом не являются ни правдивыми, ни ложными, но всегда недокументированными. Сосредоточимся только на двух из них :

- У катаров был клир : неправда.
« У них не существовало ни институциональных структур, ни иерархии ».
Упс, не попали. Правильный ответда. .
Источники, различные по своей типологии (Ритуалы диссидентов, показания перед Инквизицией, трактаты доминиканских полемистов, и т.д.), наоборот, показывают, что религиозное движение, которое сборник в журнале L’Histoire называет «катарами»,  уже как минимум под конец se XII-го века имело церковную, очень иерархизированную структуру. Первое неверное толкование состоит в том, что автор вопростов и ответов не признает фундаментальной разницы между посвященными монахами  и монахинями, «добрыми мужчинами » / «добрыми женщинами», и верными или « верующими ». Духовенство, клир монашеского чина, давало монашеские обеты, они «отдавались Богу и Евангелию », и жили в общинах, под руководством Старшего (мужчины) или игуменьи (женщины). До времен преследований они не исполняли священнических функций проповеди и уделения таинства спасения. Эта роль была зарезервирована за священнической иерархией епископов и диаконов. Вопреки тому, что утверждается в этом сборнике, они проповедовали очень многочисленной аудитории, и имели тот же литургический календарь, что и их Римские коллеги (Рождество, Пасха…)

- У катаров было только одно таинство: правда
« Это consolamentum »…
На этот раз выбранный вариант чуть получше. К сожалению, приведенное объяснение, демонстрирует полное непонимание предмета: «поскольку он [consolament] делал из того, кто его принимал, «доброго человека » … то его обычно не уделяли простым верующим». Ладно. Но вот только именно consolment делает из простого верующего доброго человека. Ну, пусть….

И, наконец, последняя крупная ошибка : « Нам это известно благодаря двум ритуалам  (один из них на латыни, второйна окситанском языке), один из которых хранится в Риме, а другой – в Лионе и Дублине»… Здесь автор демонстрирует ужасающее незнание источников. На самом деле текст латинского Ритуала катаров, который датируется серединой XIII-го столетия, хранится в Национальной Библиотеке Флоренции, в удаленных фондах. Ритуал катаров на окситанком языке очень похож на Латинский Ритуал, но он датируется 1300-ми годами и хранится в Муниципальной библиотеке Лиона. И, наконец, собрание текстов на религиозную тему, явственно « катарских», и, скорее всего, являющихся выдержками из Ритуала, написано на окситанском языке, но чрезвычайно отличном от того, на котором написан окситанский Лионский Ритуал. Оно хранится в Дублине, в Библиотеке Тринити-Колледжа.



 
Tags: Анн Бренон статьи, крестовый поход против ревизионистов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments