credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Из группы фб о катаризме. О "не убий"

О том "Как же можно?" и о "Не убий".

Современные читатели исследований по истории инквизиции очень часто не верят в правдоподобность размаха работы данной организации, и более того, в масштабное число осужденных на тюремное заключение, костры, ношение желтых крестов, паломничества и так далее. Один из наиболее часто слышимых мною аргументов гласит: а не кажутся ли вам все такие страшные истории каким-то чудовищным преувеличением, потому что вообще-то вся эта система противоречит основополагающему принципу христианства "не убей"? Римская Церковь что сама себе противоречила?
Как тут выразить в наиболее мягкой форме... Нет, не противоречила - действовала чрезвычайно логичная методика перенаправления вины за казни на светскую власть.

Преступления "против Бога" классифицировались по тому же принципу что и против государства или лично правителя государства, потому что почти каждый правитель католической территории, прежде всего, объявлял себя хранителем христианства и защитником Рима. Вследствие чего выходило, что римская Церковь ставит перед собой цель исключительно вернуть еретика в свое лоно, а вот за все, что в процессе этого происходит, отвечают одни только светские власти - они, к случаю сказать, и организуют сожжения. Так что в фактах пыток и казней Церковь как бы не при чем... Вот что упоминается, например, в листе Осуждения повторно впавшей в ересь Гильеметты Торнье, (примерно к 1329г.): "Такую нераскаявшуюся еретичку Церковь может только отдать в руки мирского правосудия и молить, как требуют того канонические санкции, чтобы вам сохранили жизнь и не пытали до смерти, если вы, Гильеметта Торнье, полностью признаете все факты обвинения в ереси, если раскаяние тронет ваше сердце, и вы не будете больше упорствовать в отрицании святости покаяния и причастия..."
(материалы листа осуждения предложены в Приложениях к Зоя Ольденбург "Костер Монсегюра", печатаются по данному изданию).

Примерно с 1224 года на территории Ломбардии, Италия светской властью введено законодательство, предполагающее для еретиков только казнь через сожжение с предварительным отрезанием языка за хулу на Бога. Кроме того добавлялось:
1.Все еретики, осужденные Церковью, должны быть казнены смертью руками светских властей.
2.Те, кто отрекается из страха смерти, и готовы воссоединиться с Церковью, должны быть наказаны вечным заточением.
3.Те, кто помогает еретикам, должны понести то же наказание, что и еретики.
4.Рецидивистов (вновь впавших в ересь) следует казнить без всякой иной процедуры.
5.Потомки и наследники еретиков должны быть лишены имущества и утратить, вплоть до второго колена, публичные почести (за исключением детей, которые донесут на родителей-еретиков).
(положения законодательства №1-5 печатаются по Даниэла Мюллер "Создание Инквизиции")

Папа же ни прямо, ни косвенно против не высказывался. А на вполне логичный вопрос современного читателя: "Как же, в таком случае, "не убий"?" ученые католические клирики ответили бы примерно следующее: "Наш Папа не убивает и никому не приказывает убивать. Это закон убивает тех, кто сам совершает убийство, и это разрешено Папой. А убийцы сами убивают себя, поскольку делают то, за что их следует убить" - как это и произошло вовремя реального диспута 13 века о том, как же может Церковь поддерживать такие меры...

Тамара Бергман

(иллюстрация взята из Даниэла Мюллер "Создание Инквизиции".
На иллюстрации - рисунок "Правосудие читает приговор, осуждающий души", к тексту "Паломничеству души", последняя треть XIV в.)

28056511_2043918765895935_5892912476844608178_n
Tags: Богословие, Катары катаризм, Катехизис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments