credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Ответ деконструктивистам - Ролан Пупен

Открытое письмо редактору газеты Lindépendant

Господину Лорану Костес

Газета Lindépendant (региональный ежедневник, со штаб-квартирой в Перпиньяне, прим.пер.)

Уважаемый господин редактор,

Статья мадам Алессии Тривейон  (Alessia Trivellone), которую вы напечатали в своей газете, была передана мне другом из вашего региона, хорошо ознакомленного с моими работами, посвященными катарам ( две университетские научные работы, две книги, несколько десятков статей в разных журналах и участие в различных международных коллоквиумах).

В своих исследованиях я использовал аутентичные тексты катаров (которые не так уж трудно найти!). И каково же было мое удивление, когда я прочел у мадам Тривейон о том, что от «этих таинственных еретиков» не осталось никаких, происходящих от них самих источников… (sic !) Я был изумлен, прочитав такое заявление историка, пишущего в XXI-м веке ! Подобное утверждение могло быть простительно максимум для ученого XVIII-го столетия, когда на сама деле были неизвестны источники, открытые с конца XIX-го по вторую половину двадцатого века. Но писать такое в наши дни?!! Список бесспорно происходящих от самих еретиков источников, которые были открыты с того времени, довольно длинный:

·         переведенный на окситанский язык текст Нового Завета (начало XIV-го века, обнаруженный в 1883 г и изданный в 1887 г.) ;


·         два богословских трактата – Книга о двух началах (XIII-й век, обнаружена и издана в  1939); а также трактат, известный по его опровержению – так называемый «Анонимный трактат», (приписываемый Бартомью из Каркассона, датируемый началом XIII-го века ; обнаружен и издан в 1961 году), цитаты из которого приводятся в тексте, приписываемому Дюрану из Уэски. Цитаты приводятся перед их опровержением, как это практиковалось с незапамятных времен. Можно привести хотя бы один пример:  мы не знаем ничего о трудах Цельса, кроме как из цитат, приводимых Оригеном;

  • три Ритуала. Так называемые Лионский, с приложением Нового Завета на окситанском языке; Флорентийский, с приложением Книги о двух началах; а также Дублинский (открыт и издан в 1960 году) — с сопутствующими и вспомогательными текстами, (Глосса Pater, а также Апология истинной Церкви Божьей).

Все эти тексты происходящие из разных мест, принадлежали тем, кого католические источники называли катарами: ритуалы очень похожи друг на друга, и к одному прикреплен текст Нового Завета, а к другому – трактат, обосновывающий онтологический дуализм, так же как его обосновывает Анонимный трактат, цитируемый католиками в антиктарском тексте!.. Тексты по своему происхождению географически удалены друг от друга (Окситания, Италия), а глубина изучения поднятых проблем свидетельствует о том, что речь идет о дискуссии, развернувшейся еще в начале XIII-го века, когда появился «Анонимный трактат». Кроме того, существуют также две латинские версии знаменитого Interrogatio Iohannis (Вопросы Иоанна, прим.пер.) XIII-го века, с болгарскими фрагментами XII-го века – одна, сохранившаяся в Вене, более ранняя, изданная в 1890 году (к ней присоединен текст Нового Завета на латыни), а вторая – найденная в Каркассоне и изданная в 1691 году.

Так что у автора нет оправданий!

Госпожа Тривейон утверждает, что ее убеждения основаны на книге, изданной в 1998 году («Выдумать ересь? - акты коллоквиума в Ницце). Целью этого коллоквиума было исследование аутентичности так называемой «хартии Никиты».  Не говоря уже о том, что даже если бы этот один единственный  текст оказался бы недостоверным, то это не сыграло бы решающей роли в вопросе о существовании ереси на землях Ок (ведь существует множество других источников), мадам Тривейон по-видимому игнорировала и другие факты. Например, что коллоквиум в Ницце не смог принять решение по рассматриваемому вопросу и постановил положиться на филологическую экспертизу историка Жака Даларуна и филолога-специалиста в области палеографии Дени Музерей, которые в итоге пришли к выводу… об аутентичности документа! 

Единственный пункт, по которому можно согласиться с комментариями мадам Тривейон, это утверждение, что еретики не называли сами себя «катарами».  Но это далеко не новость! Вот уже несколько десятилетий ученые придерживаются этой точки зрения, и Жан Дювернуа указал на это еще  в 1978 году! Но делать из этого некий кульбит и зайти так далеко, чтобы говорить, что «катары упоминаются в очень небольшом количестве источников XII-го и XIII-го веков, в редких источниках Священной Римской империи германской нации в 1160-х годах, затем очень кратко в папских документах и в Италии в XIII-м веке », это уж слишком! И это когда нам известно, что в упомянутых папских документах слово «катары» для обозначения средневековой ереси было употреблено Папой Иннокентием, который так определил ересь на Юге современной Франции (против каковой ереси он призвал к крестовому походу). Когда мы знаем, что в канонах III-го Латеранского собора (1179) под термином «катары» подразумеваются те же еретики Юга современной Франции. И что все это произошло после того, как цистерцианец Алан Лилльский из университета Монпелье тоже назвал их этим словом, следуя моде, заведенной полемистами из Рейнских Земель (у которых впервые встречается термин «катары»), поставивших знак равенства между дуалистической ересью, «манихейством» и катарами, как это сделал и цистерцианец Бернар из Клерво, проповедовавший на Юге. Тогда как можно оправдать такую минимизацию источников («редкие», «кратко» – sic) : что же еще нужно ?

На Юге современной Франции было написано еще много обличений «манихеев» (то есть, «катаров») - вплоть до основания ордена доминиканцев, затем их проповеднической деятельности, затем Инквизиции. Разумеется, нужно быть осторожными, читая все эти многочисленные документы.  Вот почему я предпочел делать мои собственные исследования прежде всего на источниках самих катаров … Однако это позволило мне заметить, что инквизиторы и полемисты, конечно на негативный и карикатурный манер -  ведь они сами с неизбежностью находились в шорах собственных предубеждений – дали нам довольно достоверное знание о ереси, которую они описывали как «манихейскую».

Бьюсь об заклад, что тщательная работа над источниками (которые, повторюсь, вовсе не являются редкими!) , придаст хоть немного смысла этой дискуссии, которая сделалась столь жаркой.

Ролан Пупен, пастор, доктор теологии, доктор философии

Світлина від Cathares et Protestants.

Tags: крестовый поход против ревизионистов
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments