credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

О вере в двух богов. Из группы фб о катаризме

О вере в двух богов.

"Вера в двух богов" - одно из классических обвинений против катаров, которое им приписывают до сих пор.
Добрые Люди говорили вовсе не о двух богах, а о двух мирах, имеющих противоположные основания – достаточно частая тема в Евангелиях (например, Ио.15:19, Ио.17:19, Иа.1:27) и, кстати, признаваемая также ортодоксальными Церквями.

Никаким псевдо-политеизмом катары не страдали. Все дело в том, что они отрицали сотворенность физического мира от Бога, на основании единственного аргумента - мнения Евангелия. Откуда и почерпнули огромное количество отрывков, утверждающих, что Бог и мир - противоположности. Возьмем хотя бы наиболее известный: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (Иоанна 2:15-16). Помимо Посланий апостольских, сам Иисус многократного говорит подобное прямо: "Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
Они не от мира, как и Я не от мира" (Евангелие от Иоанна 17:14-16).

Римская же церковь, основываясь на Ветхом Завете, утверждала обратное - что все существующее в материальном и не материальном мирах - совершенно все существующее - создано Богом, что описано в Книге Бытие. Против у Добрых Людей нашлось бы два аргумента:
1. Основополагающая идея христианства заключается в том, что Бог един и вечен. В таком случае непонятно, как Он мог сотворить неустойчивый, изменчивый материальный мир с таким количеством страданий, поскольку лучшее не рождает худшее, а добро не рождает зло. Часто эти рассуждения дополнялись иллюстрацией притчи о том, как отличить добро ото зла из Евангелия от Матфея: "Так всякое хорошее дерево производит добрые плоды, плохое же дерево производит дурные плоды" (Мф 7:17). Бог не мог специально сотворить мир страданий, иначе Он - не Добро, в этом их принципиальная идея, а значит вовсе не творил его.
2.Аргумент католиков из Книги Бытия, где описано создание материального мира, большинство катарских Церквей вообще не стали бы рассматривать как имеющий смысл, поскольку считали, что нечто, описанное в Ветхом Завете как Бог – это не то же самое существо, какое названо в Новом Завете "Отец". Более того, в Пятикнижии и Евангелие говорится о противоположных началах: Отец от которого приходил Иисус – это Богом Добра, а существо, которое люди Ветхого Завета называли "Бог" – это дьявол, зло, руководящее материальным миром. Но зло это, поскольку оно временно, нельзя назвать «вторым» Началом или Богом, такое противоречило бы самому смыслу понятия «Бог» - вечного, неизменного Бытия.
Для современного мышления, привыкшего к трактовке событий Ветхого Завета как предтече Нового, такое разделение покажется, как минимум, странным, если ни глупым. Мы привыкли объединять в голове в единую систему фрагменты об изгнании из рая, Потопе, Моисее в пустыне, Иоанне Предтече и сразу далее - история Иисуса. И снова зазвучат тезисы, что, видимо, доктрина катаров была какая-то не христианская или "не совсем" христиансткая... Эта позиция исходит исключительно из нашей привычки считать, будто Пятикнижие и Евангелие составляют и составляли "от времен" какой-то общий корпус - между тем, идею эту "внедрила" католическая Церковь. Общность Пятикнижия и Евангелия появилась только после Никейского собора 325г., где собравшиеся приняли решение о канонизации 66 книг (39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета) Священного Писания в одно собрание.

В результате подробного изучения событий в обеих Книгах, катарские клирики настаивали, что Бог Добра не мог совершить насилия, какое приписано богу в Книгах Ветхого Завета, и кроме того, попустительствовать войнам, массовым убийствам и так далее (например, Числа 31:17-18, Второзаконие 20:16-17, Второзаконие 13:6-10) - иначе, Он - не Добро и Любовь, ибо согласно Евангелия Любовь не мыслит зла: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (Послание Павла Коринфянам 13-4).

Монета Кремонский - известный катарский полемист 13 века - в "Сумме против катаров и вальденсов в пяти книгах" перечисляет три центральных противопоставления Отца и бога Ветхого Завета, приписываемые катарам: последний изменчив, жесток и лжец.
Жан Дювернуа в книге "Религия катаров" дает развернутое сравнение по трем данным замечаниям и приводит сравнительный анализ идей, подающихся противоположно в Ветхом и Новом Заветах, например:
1. ВЗ:«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1,2) - НЗ:Согласно Новому Завету, Бог есть свет, «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ио. 1.5)
2. ВЗ:«око за око» (Мт. 5, 38) - НЗ: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мт. 5, 39)
3. ВЗ:«вот, Я приду к тебе в густом облаке» (Исх. 19,9) - НЗ: Бог «обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6.16)
4.ВЗ: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3,17) - НЗ:«Господи!Ты умилосердился к земле твоей» (Пс. 85,2)
5.ВЗ: Сказал он: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею] (Быт. 9,1) - НЗ: Сказал: «блаженны неплодные, и утробы неродившие» (Лк. 23,29)
6.ВЗ:Сыны божьи, «увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены» (Быт. 6,2) - НЗ: "«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети дьявола распознаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно как и не любящий брата своего» (1 Ио. 3, 9-10)
7.ВЗ: Приказал он приносить жертвы всесожжения из животных, и приятно ему было их благоухание (Лев. 1, 1-17) - НЗ: «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (…) Жертвы и приношения Ты не восхотел (…); Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе» (Евр. 10, 4-6)
И главное! Ветхий Завет: "Бога этого видел Моисей и разговаривал с ним (Чис. 12, 8) - Новый Завет: "Бога не видел никто никогда" (Ио. 1, 18);
"Никто из человеков (Его) не видел и видеть не может" (1 Тим. 6,16).
(материал взят из Жан Дювернуа "Религия катаров", пункт II.1.2 Теология злого начала)

Таким образом, катаризм был христианством и, разумеется, не политеизмом. Следует также уточнить, что к 14 веку мнение о Ветхом Завете смягчилось - но идеи из него принимались исключительно в спиритуальном ключе. Впрочем, также понимали Добрые Люди и материальные чудеса из Нового Завета, совершенные Иисусом.

Текст Тамары Бергман

(На иллюстрации: сверху - страница Пятикнижия на иврите, внизу - страница Евангелия на греческом)

27983441_2043413609279784_8559223941720620382_o

27983336_2043413642613114_1500836744980555587_o
Tags: Катары катаризм, Катехизис, Мифы и сказки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments