credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Из группы фб о катаризме. О Крещении

Учение о Крещении - одно из принципиальных мест, по которым римская и катарская Церкви не сошлись бы во взглядах никогда.

Римская Церковь и по сей день учит о крещении водой, опираясь на множество стихов из Евангелия, где описывается не только как Иоанн Креститель крестил людей, но и как крестился сам Иисус - в реке Иордан (Мф. 3:1—17, Мк. 1:2—11, Лк. 3:3—21, Ин. 1:25—33). Другой важный аспект крещения по римскому образцу - возможность и даже необходимость прохождения через это таинство детей, начиная с грудного возраста. Так как младенцы несознательны, они крестятся согласно вере родителей, и родители вместе с крестными родителями отвечают за то, чтобы дети выросли христианами.
О специфике понимания крещения Добрыми Людьми известно из свидетельств полемистов уже с 11 века.

Во-первых, в отличие от ортодоксии, у катаров крещении является Единственным Таинством. Во-вторых, оно происходит не по средствам погружения в воду, а через возложение рук любого уже крещенного таким образом христианина и называется Утешение Святым Духом (Consoloment). То есть для проведения крещения не нужен специальный человек, священник - любой крещеный имеет право крестить. Крещение могут осуществлять как мужчины, так и женщины - в этом выражается равноправие христиан. Именно это таинство показал апостолам Иисус, и считается, что после него в новокрещенного переходит Дух Святой, он полностью обновляется и более не имеет тяги к греху. Аргументы в пользу такого подхода берутся, разумеется, из Нового Завета, например:
-слова Иоанна Крестителя об Иисусе:«Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16) и «Я крещу в воде; но стоит средь вас Некто, Которого вы не знаете, Он будет крестить уже не водой» (Ио. 1: 26).
То есть крещение водой "устарело" в момент пришествия Иисуса.
- Иисус крестил возложением рук, и апостолы в последствие делали тоже самое: "Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся"(Ио. 20:21-23) или "Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и
Иоанна,которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго (Дн. 8:14-17).
-само таинство Крещения называется в Новом Завете именно так, как его именовали Добрые Люди - "утешением от Святого Духа": "Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое... и, при утешении от Святого Духа, умножались" ( Деяния 9:31).

Во-вторых, катары выступали против крещения детей любого возраста.
Уже в 1025 году христиане в Аррасе утверждают, что "крещение детей ничего не стоит из-за того, что тот, кто крестится, ведет несогласную с заповедями жизнь, возвращается к греху после принятия таинства и не имеет веры". По свидетельству Экберта из Шонау катарами говорится также, что «крещение абсолютно не нужно детям; они не могут ни выразить своей воли, ни каким-либо образом исповедать веру».
(цитаты взяты из Жан Дювернуа "Религия катаров", раздел 1. Крещение).

В 13-14 вв. свидетельства о крещении Святым Духом в поместных катарских Церквях можно обнаружить повсеместно. Среди аргументов в пользу истинности только такого таинства, Жан Дювернуа приводит следующее свидетельство:
«Это святой Иоанн (а не Иисус) установил крещение водой, не зная, что делает.Из-за незнания, а не по установлению Господню, уделяют крещение в Римской Церкви. В Евангелии ведь сказано «кто уверует и крестится водой Духа Святого» (sic)… и тд. (Мк. 16, 16 и 1,8). Однако же вода, которой крестит детей Церковь Римская, не является водой Духа Святого, но водой, которая воняет и пропадает (fetoris et corruptionis), и, таким образом, не может отмыть от грехов. Вода же Духа Святого, о которой говорится в Евангелии, и которой Бог наказал крестить все народы (Мф. 28,18) – это Слово Божье и добрые дела: кто будет их творить и верить Слову Его, тот крещен водой Духа Святого.
«Крещение, установленное Римской Церковью не стоит ничего и не приносит человеку никакой пользы: наоборот, дети из-за этого плачут».
«Однажды Жак Отье (или его отец) нес крестить ребенка; а когда после крещения хотели отдать его матери, оказалось, что он умер: причиной смерти была слишком холодная вода, в которой его крестили».
«Точно так же можно было крестить детей в Од». [реке ].
«Не дает оно ничего, если не принимают сознательно и по собственной воле (gratis). Христос, когда Его крестил Иоанн, был уже зрелым мужем… Дети не могут пользоваться разумом, акт крещения для них неприятен; иногда они даже плачут и кричат, когда поп поливает их водой...".
(цитаты взяты из Жан Дювернуа "Религия катаров", раздел 1. Крещение).

Основополагающая идея здесь такова: дети любого возраста не осознают веру, которую принимают и обеты, которые должны исполнять после крещения, поэтому исполнять их могут только насильно, под контролем родителей (например, обязательное хождение в церковь, пост в определенные дни и прочее). А насильное исполнение обессмысливает все, ибо истинная вера (как и раскаяние) не может быть насильной, а только сознательной и искренней. Наконец, Евангелие от Марка передает слова Иисуса о крещении: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16,16) - а крещение детей прямо противоречит сказанному, потому что дети не понимают полностью принципы христианства, которые принимают (догматику, правила поведения плюс не изучали Новый Завет). Более того, большинство крещенных взрослых этого не понимают и не изучали! Или, если и понимают, то крайне примерно... Поэтому катары считали необходимым уделять Consoloment только взрослым, после долгого обучения и исключительно тем, кто искренне верит, принимает принципы апостольской духовности и сознает ограничения, накладываемые крещением.

В целом, можно резюмировать, что, Добрые Люди были убеждены: крещение - это не "традиция", не действие, подобное оберегу "на всякий случай" и, тем более, не событие, которое последствий никаких не несет. Это таинство полностью обновляет жизнь человека - по меньше мере, так должно быть. И чтобы так было, его уделяют исключительно тем, кто понимает всю серьезность происходящего и выражает личное согласие. Не зря в изложении сути Consoloment в Лионском Ритуале, указано: перед началом Старший, проводящий крещение, обязательно спрашивает крестящегося, согласен ли он, понимает ли он, что происходит? "Если настало ему время получить духовное крещение, он должен совершить melihorier и принять Книгу из рук Старшего. Старший же должен прочесть ему наставление и назидание согласно ритуалу, как это пристало делать при крещении духовном. Должен же Старший сказать так: «Господин Пейре (предположительное имя неофита), желаете ли Вы получить духовное крещение и Святое Слово через возложение рук...".
(цитата взята из "Лионский Ритуал катаров").

28167732_2042850036002808_5393346944945181155_n

Текст Тамары Бергман

(на иллюстрации: современный рисунок "Апостолы возлагают руки на принявших крещение")

Tags: Богословие, Катары катаризм, Катехизис
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments