credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Текст Тамары Бергман - о гностиках и катарах. Из группы фб о катаризме

О гностиках и катаризме

(так и хочется сказать: каждый раз, как кто-то открывает статью Википедии "Гностицизм", где-то плачет один гностик)

Статья Вики под названием "Гностицизм", помимо приличного такого количества глупостей, предлагает очень широкий перечень течений, которых следует записать в "потомки" гностиков. А именно (цитата):
Офиты
Борбориты
Каиниты
Сифиане
Евтихий (ересиарх)
Павликиане
Тондракийцы
Богомилы
Катары
Каббала
Теософское общество

После чего, вопросов к этой статье вы более не имеете.
Для читателей, которые не улавливают юмора, короткое пояснение:
гностицизмом сейчас принято называть все непонятное, таинственное, эзотерическое, поэтому любое, что подходит под данный незатейливый критерий - в одну кучу и делОв-то! Ребята из перечисленных течений - родом из всевозможных эпох и со всевозможных континентов - в особенности павликиане, богомилы и катары юмора такого не оценили бы, а каббалисты так и тем более...

Но обо всем по порядку. Сначала давайте разберемся, что такое гностицизм в принципе. И нет, это не магически-мистическая лабуда с танцами под бубен, и не жертвоприношения людей, и даже не круглосуточные оргии наподобие римских... и кот с крыльями мимо гностиков тоже не пролетал!
Сам термин возникает от греч. γνωστικός — «познающий», обычно его определяют как ряд религиозных учений 1-3 вв. н.э. на территории Малой Азии. Гностицизма как цельного течения не существует, чаще всего, его разделяют на школы по именам основателей. Наиболее известными учителями гностицизма являются Маркион, Валентин и Василид, также вы могли бы увидеть в этом списке Керинта и Карпократа. Гностицизм хронологически представляет собой две ветви: первичный (еще античный) и христианский (то есть первых веков нашей эры) - с которым, как раз, всех подряд и "поженили".

Ранние гностики полагали, что обладают особым знанием, уникальность которого открывает им действительное положение вещей в материальном и нематериальном мирах. Основной темой их философии была развернутая в деталях космогония (учение о возникновении космоса и мироздания в целом). Здесь можно найти уже знакомые "детали" - например, бесконечную борьбу света и тьмы, нахождение души запертой в физической оболочке тела и тд. Поздние гностики вплетали сюда христианские идеи и основывались на христианских текстах, например, Маркион и его "Евагелие". Против гностических идей выступали самые ранние христианские Святые Отцы, пытаясь полностью отмежеваться от их традиции. А "отрезать под корень" было трудновато, поскольку гностики поднимали очень похожие с ранним христианством темы:
-противопоставление материального и духовного
-души в оковах тел
- физический мир как творение Демиурга, а не Бога
-духовное воскрешение или перерождение
- эсхатологическая предопределенность (учение о неминуемом Конце Света)
- Бог как свет, открывающий душе истинные знания
- переселение душ
И много чего другого, усмотрев которое в гностических текстах, у вас мгновенно созреет мысль: "И чего? Это не христианство?" или же "И чего? Это не катаризм?".
Нет, это не христианство и не катаризм. И пусть вас не смущают очень похожие (а некоторые так и вообще заимствованные) положения.

Есть несколько принципиальных моментов, которые возводят непреодолимую стену между катарами и гностиками:
Во-первых, это элитарность гностического учения.
Гностицизм не был Церковью. Приверженцы гносиса не позиционировали себя как проповедники для всех и каждого, не несли своим верующим Благую Весть. Школы Василида и других учителей являлись замкнутыми организациями, претензией на уникальные знания, закрытые от глаз ритуалы и культ. Гностицизм совершенно не предполагает верующих, они ему и ни к чему - Гносис дан только избранным.
Во-вторых, мифология.
Гностицизм построен на очень сложных абстрактных конструкциях, описывающих в основном одну космогонию. Конструкции эти взяты и из греческой философии (Логос) и сформированы самими гностиками (эоны). Фактически, эта мифология рассказывает историю зарождения Вселенной, где в "главных ролях" энергии, ангелы и Бог. О спасении душ речь, конечно, тоже идет, но спасение это не всеобще, как в катаризме, а уникально, ибо смотри пункт 1 - только немногим дано познать Гносис.
В-третьих, роль Христа, как носителя знания "не для всех".
Спаситель дает два рода знаний: "чувственные" через общедоступные проповеди (Евангелие) и уникальные - только избранным, которые в итоге и спасутся. Гностические тексты (те самые, для избранных) полны мифологических конструкций вперемешку с христианскими идеям - особенно часто Ветхозаветными.

Для катаризма такой подход был неприемлем.
Добрые Люди несли одни и те же простые идеи всем верующим, собственно, катарский клир не обладал никаким уникальным знанием относительно паствы - если только был на уровень интеллектуальные. Тексты катаризма относились также к общедоступным, более того, были одинаковыми с ортодоксией. Описание космогонии у Добрых Людей не уходило далее истории Падения ангелов, и уж точно не предполагало абстрактную, античную терминологию типа "Логос" или "Плерома". Не только учение, но и все практики катаров были открытыми, а отсутствие паствы обессмысливало само существование Церкви, поскольку катарские монахи позиционировали себя не как группу избранных, а как проповедников Евангелия прямо по Апостольским стопам.

Если у вас сложилось впечатление, что, хорошо, катары - это христиане и Церковь, а гностики какие-то чудные сектанты, то это зря. Гностики, особенно поздние, создали очень сложную, красивую систему с переплетением платонизма, неоплатонизма, пифагорейства, раннего христианства и восточных практик. Многие исследователи полагают, что гностицизм - это в принципе совершенно уникальное мировоззрение, которое не следует сравнивать ни с христианством, ни с другими религиями или мистическими учениями.
Христианские Отцы 2-3 вв. уделяли изучению и опровержению гностицизма довольно много внимания, при этом "очищая" его от излишней мифологичности. Климент Александрийский, Ориген и
Тертуллиан составляли огромнейшие тома критики на концепции Маркиона, Василида и Валентина - Тертуллиану, например, принадлежит труд «Против валентиниан» (Adversus Valentinianos). И, как ни удивительно, продолжая хаять гностиков, эти же Отцы прилично у них заимствовали, не забыв в конце бескомпромиссно заявить, что гностики есть "еретики, лгуны, воры, ссорятся между собой и, конечно же,
одержимы дьяволом" (Тертуллиан, "Об отводе возражений еретиков" (De praescriptione haereticorum).

Так, что мораль всего повествования такова: разные по сути, но похожие в деталях, катаризм и гностицизм были настигнуты одной и той же исторической судьбой. На протяжении столетий ересиологи и фантазеры извращались их учения, о них ходила слава колдунов, любителей сексуальных извращений и уж, конечно же, поклонников дьявола.

Посему, давайте хотя бы сегодня не будем поддерживать эту "уважаемую" традицию! В век уже открытых и изученных без средневекового снобизма Гностических Евангелий, "Экзегетики" Василида, "О трех природах" Валентина, так называемого, "Евангелия Маркиона" и всего письменного наследия Добрых Людей....
Это, по меньшей мере, знак уважения.
А то так и представляется: звонят гностики катарам и говорят: "Тут кот с крыльями намечается, интересуетесь?". А катары им: "Без нас не начинайте!".
Для кого-то это грустный черный юмор... А кто-то ведь и поверит!

Тамара Бергман


(на иллюстрации те самые чудовищно "интеллектуальные" картинки, которые выпадают вам при попытке найти информацию о гностицизме в Сети.
p.s. не вдохновляйтесь глупостями и сказками, как бы интригующи они не были, читайте современную научную литературу

27982789_2040801896207622_8472848699981508106_o
27751904_2040801949540950_7625701067198694470_n
Tags: Катары катаризм, Катехизис, Мифы и сказки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments