credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Анонимный Трактат катаров

АНОНИМНЫЙ ТРАКТАТ КАТАРОВ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В Liber contra Manicheos (Книгe против манихеев) – произведении, приписываемом Дюрану из Уэски (1222 или 1224 г.), находятся обширные выдержки из катарского трактата, который этот Дюран из Уэски, обращенный в католицизм вальденс, пытался опровергать пункт за пунктом. Трактат этот представлен как некая последовательность цитат из Писания, интерпретированных согласно логике абсолютного дуализма. Личные комментарии здесь сведены к минимуму. Однако, главы XII (эта глава посвящена универсальному термину omnia «всё»); XIII (где поднимается вопрос о nihil, или ничто); XVII (где излагается занимательная теория о трех этапах творения «благого», которое гибнет, дряхлеет и преобразуется), представляют особый интерес. Автором этого трактата является Варфоломей из Каркассона{C}[1]{C}, известный еретик, который, согласно нескольким источникам, являлся официальным представителем в Лангедоке катарского антипапы, жившего в Боснии. Liber contra Manicheos была опубликована госпожой Тузелье в книге: Антикатарская Сумма: «Liber contra Manicheos», (Лёвен, 1967); а катарский трактат был издан отдельно в: Un traité cathare inédit... d'après le « Liber contra Manicheos » de Durand de Huesca... той же госпожой Тузелье (Лёвен, 1964). Наш перевод сделан с латинского текста, опубликованного госпожой Тузелье. В 1962 г. появился первый французский перевод этого трактата, принадлежащий Жану Дювернуа (Un traité cathare inédit du début du XIIIe siècle).

Рене НЕЛЛИ

ПРЕДИСЛОВИЕ К НОВОМУ ИЗДАНИЮ

Со времени публикации трактата в Écritures cathares, не было никакого нового издания, и не появилось никакого исследования, специально посвященного этому небольшому тексту, который, вeроятно, является собранием аргументов из Писания (заметки для памяти?), предназначенным для дискуссий, и, возможно, датируется временами публичных споров между представителями католиков и катаров в первые годы XIII века.

Эти фрагменты Tрактата, которые излагают позицию об универсалиях, бeз сомнения, занимают видное место, как и Книга о двух Началах, в схоластическом контексте, и являются попыткой рационально и на основании Писаний отстоять основы абсолютного дуализма. Заметим так же, как это сделал Рене Нелли, очень интересное положение о дряхлении, в этом мире изгнания, падших душ, «погибших овец Израилевых», до их преображения (искупления?).

Катарский автор, разумеется, пробует обосновать (пользуясь даже авторитетом Ветхого Завета), то, что считает необходимым — а именно изложить в свете абсолютного дуализма теорию об искуплении падших душ, то есть, тезисно представить систему последовательных воплощений этих душ до их пробуждения и окончательного Спасения.

Хочется вспомнить по этому поводу проповедь Жака Отье, опубликованную в данном издании: заключенные злам творцом в плащи земли забытья, падшие души могут только механически переселяться из одного плаща в другой, дряхлея, пока не пришел «от Отца Тот, Кто (им) вернул память... И Святой Дух вышел из уст Того, Кто показал нам дорогу Спасения».

Aнн БРЕНОН

АНОНИМНЫЙ ТРАКТАТ КАТАРОВ*

I

Поскольку многие обрушиваются на нас со злобной критикой по поводу дел и творений Божьих, по этой причине мы желаем провозгласить как словом, так и сердцем, наше отношение к этим вопросам, а также для того, чтобы те, кто нападает на нас из невежества, более ясно постигли суть дела и познали правду. Прежде всего: мы чрезвычайно почитаем вышнего и истинного Бога, всемогущего Отца, Который, как мы читаем (в Писаниях) и, как мы верим, создал небо, землю, море, и все, что в них (Пс. 145:6), согласно тому, что подтверждается свидетельствами Пророков и что еще более полно показывается авторитетами Нового Завета. Ибо Сам Господь говорит так устами Своего пророка Исайи: «Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса» (Ис.48:12-13). И Он говорит еще: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю» (Ис.65:17). И ангел говорит в Откровении: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр.14:7). И еще говорят двадцать четыре старца (Откровения): «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11). Точно так же Павел и Варнава говорят в Деяниях: «Мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому и истинному - Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них» (Деян.14:15). Подобно и другие апостолы говорят в тех же Деяниях: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!» (Деян.4:24). И Павел говорит в тех же Деяниях: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» (Деян.17:24). И Давид: «Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю» (Пс.113:23). И в Откровении: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр.3:14). Так, согласно этим свидетельствам и иным, столь многочисленным, сколь это возможно, мы верим, что Бог всемогущий создал, а также сотворил небо, землю, море, мир, и все, что в нем.

II

Но они так многочисленны – те, кто старается не заботиться об ином мире и иных творениях, и интересуется только тем, что можно видеть в этом мире – дурным, суетным, преходящим - которое, выйдя, без всякого сомнения, из ничего, вернется в ничто; ну а мы говорим, что существует иной мир и иные творения, непреходящие и вечные, на которых мы полагаем всю нашу радость и надежду. Ибо их сущностью есть вера, согласно тому, что Апостол сказал в Послании к Евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).

III

Cын Божий еще рассказывает о двух мирах, говоря: «Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лук.20:34-35). Об этом же веке и этом мире говорит Апостол, обращаясь к Галатам: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал.1:3-5). И Ефесянам он говорит: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего…» (Еф.2:1-3). И в другом месте, где он обращается к Римлянам: «И не сообразуйтесь с веком сим» (Рим.12:2). И еще в другом месте (Первое Послание к Коринфянам): «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию… которой никто из властей века сего не познал» (1Кор.2:6-8).

IV

Об этом нынешнем мире, злом и злобном, который «весь … лежит во зле» (1Иоан.5:19), Иаков сказал в своем Послании: « Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). Павел говорит о том же: «ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:31). И Иоанн: «Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо все, что в мире: похоть плоти, и т.д.» (1Иоан.2:15-16). И Христос: «Ибо идет князь мира сего» (Иоан.14:30). И Он добавляет: «Царство Мое не от мира сего» (Иоан.18:36). И еще: «Не о всем мире молю» (Иоан.17:9). И еще в другом месте: «Отче,…мир Тебя не познал» (Иоан.17:25). И еще он говорит о Своих апостолах: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Иоан.17:16). И еще: «В мире будете иметь скорбь» (Иоан.16:33). И вот еще: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое» (Иоан.15:19) И, наконец: «И мир возненавидел их» (Иоан.17:14). Иоанн заявляет: «Не дивитесь… если мир ненавидит вас» (1Иоан.3:13-14) И в другом месте: «Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1Иоан.3:1). И если весь мир во власти зла (1Иоан.5:19), если не следует ни любить мир, ни того, что в мире, то, значит, не следует и верить, что мир принадлежит Христу, ибо мир не исходит от Отца. А если мир не от Отца, то, значит, и не от Сына. Ибо Сам Христос говорит Отцу: «И все Мое Твое, и Твое Мое» (Иоан.17:10). Таким образом, если «Царство» Христа не от мира сего, то о мире Он и «не молит»; и если «свои» принадлежат Христу, то они больше не от мира; более того, если мир, погруженный в скорбях, гонениях и битвах, ненавидит тех, кто принадлежит Христу, то нужно отбросить всякую веру в то, что этот мир от Христа, этот мир, который, к тому же, не знал и не познал Его. Но поскольку мы знаем также, что мир этот зол в своем «веке», в своих днях, в своих делах, в своих людях, в своем князе, в своих управителях, в некоторой своей снеди и напитках, то мы и далее продолжим наши разъяснения, по мере сил.

V

Мы верим в то, что существует Царство, о котором Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Иоан.18:36), как уже было ясно сказано в предыдущей главе. Даниил, говоря о владычестве Божием и Его Царстве, подтверждает это: «Владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:14). Ангел говорит Марии: «И Царству Его не будет конца… и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки» (Лук.1:33 и 32). И Давид: «Царство Твое - царство всех веков» (Пс.144:13). Павел заявляет, говоря о воскресении: «Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор.15:50); и в другом месте: «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф.5:5). Вот почему мы говорим, что если бы царство дольнего мира, о негодном князе которого мы знаем, было бы Царством Христа и Бога, то у него бы не было никогда таких наследников, и никогда бы оно не было столь преходящим. О другом истинном мире и его «творении» (factura), Иоанн говорит нам в Откровении: «Царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его» (Откр.11:15). И в небе раздавались эти голоса, и там был этот мир и царство. Но напротив этого царства, которое есть Царством небесным, мы видим другое, от Сатаны, и о котором Христос сказал: «И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Матф.12:26). И еще: «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф.8:12).

VI

И в этом (божественном) веке, как мы верим, будет новая земля и новое небо, о которых Господь говорит народу Своему устами Исайи: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше» (Ис.66:22). Петр также говорит в своем Послании: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13). И Иоанн в Откровении: «И увидел я новое небо и новую землю» (Откр.21:1). И о новых солнце и луне говорит Исайя: «Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется» (Ис.60:20). В Книге Премудрости говорит то же: «Свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас» (Прем.Сол.5:6). И там находится город, о котором Иоанн говорит в Откровении: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба» (Откр.21:2); и он прибавляет дальше, «а город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр.21:18). И Апостол со своей стороны, возглашает: «… а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам (Гал.4:26). Там находится Древо Жизни, о котором Иоанн говорит нам в Откровении: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр.2:7). Там – поток воды живой (vitae), о котором Иоанн говорит в Откровении: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» (Откр.22:1-2). И там находится святой и ангельский престол Отца, о котором Даниил возглашает: «; тысячи тысяч (ангелов) служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан.7:10). О тех делах и творениях, что есть в том мире, Апостол говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).

VII

Под тем, что принадлежит Христу, и о чем Иоанн говорит нам: «Пришел к своим» (Иоан.1:11), многие подразумевают этот мир. Но то, о чем Иоанн говорит в своем Послании, противоречит этому утверждению: «Не любите мира!» (1Иоан.2:15). И в другом месте: «Весь мир лежит во зле» (1Иоан.5:19). То, что принадлежит Христу - как мы можем доказать аутентичными свидетельствами – это Его Мать и народ Божий. Сама Дева подтвердила, что принадлежит Ему, говоря Ангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лук.1:38).

VIII

Детей века сего, рожденных от плотского греха, «от крови… от хотения плоти… от хотения (voluptate) мужа» (Иоан.1:13), сеет дьявол, как говорит Христос: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем... и т.д.» (Матф.13:24). Эта притча объясняется в следующих словах: «Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол» (Матф.13:37-39). Но лживые комментаторы утверждают, что поле – это наш мир, о котором Господь якобы говорит, что он принадлежит Ему: однако нам это представляется противоречащим истине. На самом деле, в мире, о котором говорит Господь, вначале были добрые семена, а затем плевелы. Однако в нашем мире все наоборот – вначале в нем плевелы, а затем добрые семена. Хорошо об этом говорит Иоанн в своем Послании: «Дети Божии и дети диавола узнаются так» (1Иоан.3:10). Так как же? Да тем, что одни благие, а другие – дурны. Более того, и Господь говорит фарисеям в Евангелии: «Ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (Лук.11:39). «Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» (Лук.11:40). На самом деле мы верим в то, что один и тот же Бог сотворил внешнее и внутреннее, однако некоторые наименее ученые нападают на нас: они считают, что здесь речь идет о теле и духе и что дух является внутренним, а тело – внешним. И они заявляют также, что Господь имел в виду то, что сотворивший тело, сотворил и дух. Но мы не можем согласиться с тем, что Христос, обращаясь к фарисеям, желал говорить о духе, поскольку последние не очищали свой дух ни изнутри, ни извне. Они очищали внешность чаши и блюда, и в данном смысле это проявлялось в том, что они очищали внешне свое тело. Но внутренность чаши они вовсе не очищали, то есть, можно сказать, что они не очищали свое сердце от грязи. От грязи, о которой Господь сказал: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека» (Матф.15:19-20). [Cр. У Марка : « Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мар.7:23).]

IX

Мы говорим, что в равной степени и дни этого мира злы и лукавы, согласно мысли Павла: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф.5:15-16). И он еще говорит: «...дабы вы могли противостать в день злый (Еф.6:13). И мы читаем в Евангелии: «довольно для [каждого] дня своей заботы» (Матф.6:34). Псалмопевец также говорит об этих днях: «Дни мои - как уклоняющаяся тень» (Пс.101:12), и Иов : «Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды» (Иов.7:6). Заброшенный в несчастья дней этого мира говорит, вздыхая: «О, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня» (Иов.29:2). Петр говорит об этом: «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни» (1Пет.3:10). И в другом месте: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет.3:8).

X

Но о том, что дела мира сего злы, утверждает сам Христос, когда Он говорит: «Мир… Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Иоан.7:7). И во второй раз: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету» (Иоан.3:19-20) (то есть, к Христу, Который является «истнным» светом»), из страха, «чтобы не обличились дела его» (Иоанн.3:20). И еще: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8:34), то есть, дьявола, который называется грехом, как сказано в Послании Иоанна: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Иоан.3:8). «Для сего-то и явился (в этот мир) Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Иоан.3:8).

Об этих делах написано в Книге Премудрости: «Всякая вещь, подверженная тлению, исчезает, и сделавший ее умирает с нею» (Сир. 15, 20). Апостол сказал, что это дела «…духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2:2), и еще говорит в другом месте : «Ибо таковые…лукавые делатели» (2Кор.11:13). И Екклесиаст: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!» (Еккл.1:14); и еще : «потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах» (Еккл.3:19-20). Но о вещах благих и вечных мы тоже читаем в Книге Премудрости: «все дела Господа весьма благотворны» (Сир. 40, 21); и еще также: «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел» (Прем. 11, 25). И еще: «Все соделал Он прекрасным в свое время» (Еккл.3:11). И вновь: «Всякая вещь прекрасная будет оправдана, и Тот, кто создал ее, получит славу Свою» (Сир: 15, 21){C}[2]{C}. И Апостол: «Потому что Бог производит (устраивает) в вас… действие» (Фил.2:13).

XI

И поскольку «творение» иногда понимается в смысле «устроения», скажем сейчас несколько слов о творении благом и творении дурном. Апостол говорит такими словами о дурном творении: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения» (Евр.9:11-12). Но она не принадлежит к этому творению – творению нынешнему – потому что нынешнее творение дурно, и оно не обладает скинией, с которой Христос пришел, ибо следует верить, что скиния, с которой Он пришел, является благой, так как она – часть благого творения. Ибо Апостол свидетельствет об этом: Бог создал ее (эту скинию), а не человек. То же видим и в Книге Премудрости, где говорится о дурном творении: «Жены их несмысленны, и дети их злы, проклят род их» (Прем.Сол.3:12). Сам Христос свидетельствует, говоря о нынешнем творении, что «небо и земля прейдут» (Матф.24:35), то есть, полностью исчезнут со всем тем, что в них, как говорит блаженный Петр, апостол: «Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых ….» и т д. до слов: «воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» (2Пет.3:5-7, 12). Об этой земле тот же Апостол говорит: «А производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» (Евр.6:8). И о сонце нынешних небес написано в Книге Премудрости: «Что светлее солнца? но и оно затмевается… (Сир.18:30).

{C}


{C}

{C}[1]{C} Жан Дювернуа упоминает о том, что автором этого трактата, который позже в своей Summae анализирует Монет Кремонский, может быть Гийом, бывший каноник из Невера, бежавший в Лангедок и участвовавший в диспутах с католиками под именем Тьерри. (прим. пер)

{C}[2]{C} Эти слова отсутствуют в русском переводе Книги Сираховой – прим. пер.

Tags: Источники, Катары катаризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments