credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч.II. Раздел 1. Крещение. Продолжение


1.2.3 Священник.

 

            Право уделения утешения принадлежало всем совершенным, как мужчинам, так и женщинам: «возложение рук совершают по крайней мере два человека, и не только прелаты, но также и более низшего достоинства, а в случае необходимости также и женщины», - говорит Райнерий Саккони[1].

Однако, Лионский Ритуал позволяет допустить, что в «золотой век» в Церкви простые совершенные имели право совершать этот обряд, только если не было иерархии. Если христиане, которым Церковь доверила исполнение службы, получили известие, что недужный верующий желает получить утешение: «Если христиане, которым Церковь доверила исполнение службы, получили известие, что недужный верующий желает получить утешение…» Не исключено, что эта парафраза относится к диаконам – греческое слово, латинским аналогом которого является minister.

            Согласно признаниям из Лангедока, это именно диаконы, или даже Сыновья и епископы чаще всего совершали этот обряд перед крестовым походом и во время Южной реконкисты (1218-1226 р.). Стоит, однако, принять во внимание тот факт, что Инквизиция интересовалась тогда только аристократией и горожанами; присутствие у их смертного одра иерарха Церкви может объясняться другими причинами.

            Согласно Монете, женщины, которые в случае необходимости могли уделять утешение, должны были отвечать каноническим требованиям, согласно с 1 Тим. 5, 9,  но нет иных подтверждающих этот вывод документов. Единственное описание consolamentum, совершенного женщиной, в судебных источниках Юга, это случай совершенной Арноды де Ламот, которая никогда не была замужней. Причем описанная в этом случае спешка объясняется не столько состоянием ее спутницы, сколько ее собственной ситуацией:

 

Мы оставались еще в течение месяца в том лесу, в маленьком домике под землей… и в том лесу моя сестра Пейрония, совершенная, умерла и ее похоронили в лесу… После смерти моей сестры, Гийом Гарнье из Ланта привел Жордану, которая стала моей спутницей. Когда я уделила ей утешение, то ушла из этого леса и пошла во владения Терре из Ногес, брата означенной Жорданы.[2]

 

            Согласно Р. Саккони[3] и Ансельму Александрийскому[4], катары школы Конкореццо считали необходимым контакт между рукой иерарха и ли его товарищей, и головой утешенного. Этого требования не признавали альбаненсы-альбигойцы, поскольку, согласно логике, физический контакт не имеет смысла во время абсолютно духовной церемонии.

            По крайней мере, фактом является то, что в Лангедоке, в случае необходимости, практиковалось уделение consolamentum на расстоянии:

 

Когда Гийом Гарнье из Ланта был арестован в Тулузе, и его привели на распутье, чтобы повесить, свидетель (Раймонд Азема, рыцарь из Ланта), Раймонд Унод младший и Аллеман из Руау привели на это распутье Гийома дель Солер и Раймонда из Айграмунт; и прежде, чем Гийома Гарнье повесили, эти совыершенные уделили ему утешение, на глазах свидетелей, Раймонда Унод и Аллемана из Руау, а также всей толпы, которая там собралась, и все видела, не зная, однако, что это были совершенные.[5]

 



[1]Ed. Dondaine, op.cit., c.65

[2]Doat XXIII, f 23 r. 

[3]Albanenses enim dicunt quod manus ibi nihil operator, cum a diabolo sit ipsa create secundum eos,… sed sola Dominica oratio quam ipsi tunc dicunt, qui manus impotent. (Ed. Dondaine, p.65).. 

[4]Ed. Dondaine, p.313. 

[5]Рук. 609 Тулуза,  f 201 r., ок. 1229 г. (?). При таких обстоятельствах церемония должна была быть более ментальной, чем вербальной. Лангедокские зрители вряд ли бы упустили подобное.


 
Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments