credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Катары и ад. Из фб группы о катаризме. Текст Тамары Бергман

В продолжение темы о "странностях" катаризма. Теперь уже в области богословских идей. И тут "топовые места" в списке под названием "Так как же так?" занимают учения Добрых Людей об отсутствие ада и Судном Дне.

Относительно ада катары считали, что его совершенно не существует, как места вечного заточения согрешивших против Бога душ, поскольку Бог есть Добро, Он не судит и не наказывает. Равно же как и не бывает "немножко" зла и парадоксального зла "с добрыми намерениями." Любой человек, даже самый дурной, раскается в конце концов, и именно тогда душа его вернется в Царствие. А тема ада с его телесными страданиями и вечностью - уловка, чтобы держать людей в подчинении элементарным запугиванием. Картины с изображением чертей, жарящих людей на вертелах за неподчинение Церкви, особенно если реалистичность этого внушать поколениями - неизменно действенный метод, проверенный историей средних веков.

К тому же, есть еще несколько контр-аргументов:
1.Логический: если в ад попадают души, то они не способны испытать там физических страданий - ибо тело отсутствует. Все картины пыток с чертями - противоречат сами себе.
2. Диалектический: Добро и зло являются противоположностями, поэтому невозможно причинить зла желая "как лучше", как и добро с кулаками не бывает. Ничто, в чем есть хотя бы небольшая примесь зла - уже не Добро. Поэтому материальный мир со всеми его страданиями точно не от добра. Только Добро имеет вечное бытие, поэтому материальный мир - временный (хотя из-за очень долгого его существования нам может казаться, что он вечный). Все касаемое материального бытия тоже временно, поэтому существуй ад, он никак не мог бы быть вечным.
3. Богословский: Бог - это и есть Добро, Его вечное бытие, исключительно спиритуальное, названное Царствие ( в обыденном языке - рай), существует отдельно от конечного материального мира. В силу чего Бог не находится в мире, не проявляет в нем своей силы, не отвечает за материальное зло и не творит его - будь-то наказания за грехи ("Бог накажет"), суд над грешниками или что-либо иное. Попасть в спиритуальное бытие Бога может только душа, и когда все души, путем покаяния, вернутся к Богу, наступит конец материального мира.

Если читателю покажется, будто такое изложение догмата об аде не согласуется с христианством, то следует снова углубиться в историю Церкви. Уже апологет Филон Александрийский, живший в 1 в. н.э., склонялся к аллегорической интерпретации ада, а Ориген в 3 в.н.э. упоминает в своем тексте "О началах" об аде следующее: "Я считаю, что под этим следует разуметь не какое-то темное и ничем не освещенное пространство, но состояние существования, погруженного во мрак глубокого невежества, вдали от всякого света разума. И следовало бы задуматься, не означает ли это случаем того, что подобно святым, которые праведным и чистым образом прожили земную жизнь в телах, получат после воскрешения тела славы и света, так и безбожники, которые в этой жизни предпочитают тьму блуждания и ночь невежества, будут одеты после воскрешения в тела темные и черные. А может быть тьмой и мраком следует называть наше нынешнее, преходящее и земное тело, в котором мы должны были бы вновь родиться, под конец этого мира, когда нужно будет перейти к миру новому" (глава II, 10, 7-8, ).
И у него заметим очень важный мотив, существующий и также Добрых Людей: мрак и тьма, то есть настоящий ад - это приходящее, нынешнее состояние мира. Другими словами, ортодоксы и катары сходились в одном: ад - это страдания. Но катары шли дальше: где страдания - там и ад, поэтому единственный возможный материальный ад, кажущийся вечным - это наш мир. Однако, это не приводило их к апатии и пессимизму, а даже напротив, ведь полный отказ ото зла направляет душу к возвращению в Царствие.

Положительное учение катаризма о Судном Дне может вызвать не меньше недопонимания. Причина - все в той же привычке полагать, будто Судный День (он же Апокалипсис) ни что иное, как последний день нашей жизни (из серии "мы все умрем, мы все умрем!"), последний день жизни мира, момент суда Иисуса надо всеми... И дальше - в лучших традициях американских фильмов-катастроф! Однако, Добрые Люди полагали, что не все так ужасно - потому что все наоборот. День Конца Света - это позитивный "поворот сюжета", ведь к этому времени абсолютно все души уже вернутся в Царствие, а мир исчезнет за ненадобностью. Никто не будет никого судить и казнить, не напрягайте психику чудовищным хоррором.
Если после такого вам хочется возмутиться, мол, как же так, а как же книга Иоанна со страшными описаниями разрушения мира? А Всадники Апокалипсиса? А всякие там реки крови и огонь с небес на неправедных? Любое описание связи Бога и материального мира или событий внутри него катары трактовали или аллегорически, или в строго спиритуальном контексте - поскольку Бог не вмешивается в материальный мир: миры Царствия и материи абсолютно разделены; читайте многочисленные свидетельства об этом в Посланиях Апостолов или хотя бы знаменитое: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1 Иоанна 2:15-16).
Господь опять же не судит и не наказывает, а ждет ( в Посланиях Апостолов употребляется термин "долготерпит"), когда до каждого самостоятельно "дойдет" отказаться ото зла и покается в грехах. Это вообще-то очень и очень долгий процесс - поэтому и кажется, будто мир наш существует вечность. Но не вечность, конечно, а просто очень долго...

Специально для пребывающих в сомнении, а не "поддельное" ли это христианство, следует обратиться к упомянутому апологету Оригену, который уже в 3 в. н.э., на заре создания пока еще не разделенной христианской Церкви, поддерживал эту же идею:
"Цитируя Рим.8:28 и Ио.17:21, Ориген утверждает, что окончательный Судный День будет состоять в возвращении всех вещей к первому бестелесному творению... Это позволяет решить беспокоящий вопрос о судьбе тех, кто согрешил против Духа, и грех которых кажется на первый взгляд неискупимым:
Разумеется, не могут получить прощения те, кто достоин был принять Духа Святого, а после такого прекрасного и чудесного союза, вновь вернулись к злу.
Но все же они достигнут благодати после прошествия «года веков»:
Когда многие века исполнятся как если бы год веков, и наступит конец этого мира, настанут будущие века, началом которых будет «век грядущего». В этих грядущих веках Бог выявит богатства Своей доброты в милосердии. Таким образом, душа грешника и хулителя Духа Святого будет из-за своего греха задержана на целые земные века, но окончательно вырвется из них неизвестным мне способом в начале будущего века.
Заметим, что оптимизм Оригена напоминает именно оптимизм катаров, в отличие от гностиков, для которых грех против Духа неискупим".
(цитата взята из Жан Дювернуа "Религия катаров", Раздел 3. Топологическое родство)

Причины, по которым на протяжении истории Церкви догматы об аде и Страшном Суде видоизменялись, разумеется, многочисленны. Но сам факт того, что их неортодоксальная интерпретация практически в "чистом" виде скользнула от Оригена, Филона Александрийского (и других солидарных с ними ранних Святых Отцов) к Добрым Людям - из первых веков нашей эры в 11й, уже есть повод задуматься. Может в катаризме все же больше позитива, чем теперь принято полагать?

иллюстрации - картина "Ад", неизвестный мастер, Португалия, 1 треть 16-го века;

27751712_2039753206312491_3587362029778337420_n

 картина "Перед Страшным Судом" Рафаель Кокси, 17 век

27982698_2039753642979114_943824169194436891_o

Tags: Богословие, Катары катаризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments