credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Из группы фб о катаризме -об обрядах. Текст Тамары Бергман

Про катарское Таинство и обрядовую сторону, которые "какие-то странные вообще" (цитата знакомой, немного читавшей о катарах).

(Спойлер: а на поверку - так вообще не странные!)

Расхожие фразы, что "человек может привыкнуть ко всему" и "привычка формируется 21 день" объясняют, практически, все, и что важнее - почему многие так кидаются на инаковость. Причина признания большинством людей ортодоксальных христианских таинств и обрядов, а также мнение об их "нормальности" относительно других кроется в таком приятном ощущении, как стабильность. Даже если вы очень далеки от воцерковленности, вас вряд ли удивит или испугает практика установки свечей перед иконами, окунания детей в воду во время крещения или целование креста. Просто так принято, при чем поколениями, а принятое в конкретном обществе поколениями и считается в нем нормой.

Все, что отличается от обычного вызывает подозрение, потому что кажется, будто это обычное - какое-то извечно данное установление чуть ли ни с небес. Как, на полном серьезе, встречаются люди, считающие, что Библия писана ангелами - ну, или какими-то, во всяком случае, сверхъестественными существами. И вот тут-то важно не спасть в логическое заблуждение: все обычное стало таковым Когда-то, а именно в определенный момент времени, путем многократных повторений, а может даже и насильного внедрения.
В подобное заблуждения мы часто впадает при рассуждении про христианские обряды и таинства. Здесь тоже нет ничего с небес взятого, все сформировалось в процессе истории Церквей - от первых безымянных христианских общин до ортодоксий Восточного и Западного типа. Иконопись и канон о свечах в храмах, принципы "построения" иконостаса и даже крещение - все это не "назавтра" появилось после Вознесения Христа, что-то заимствовали из культурных традиций прошлых эпох, о чем-то долго дискутировали, другое то признавали, то отрицали... А немного изучив историю христианства можно, не без удивления, заметить, что христианские таинства и обряды, каковыми они привычны в ортодоксальном варианте нам сейчас, появились довольно поздно.
Можно также проследить как все менялось, принималось, отрицалось, оставалось дискуссионным. Отойдя же от истории христианства на приличное расстояние, начинает казаться, что все, что не практикуется теперь в изначальном варианте - это что-то странное, и даже не христианское.

Согласно моего небольшого опыта общения с людьми относительно "обрядовой части" катарского канона, основное "смущение" вызывают Melioramentum и крещение возложением рук, а не водой. Обычно в силу именно этих двух пунктов, за катаризмом отрицается право называться христианством.
Первое (относительно ритуального приветствия Добрых Людей Melioramentum) довольно парадоксально, поскольку, например, целование верующими рук ортодоксального клира (например, в православии) такой реакции никогда не вызывает. Помятуя, что катарские монахи были клиром для своих верующих, практика просьбы о благословении в принципе удивлять не должна. Может дело в форме этой просьбы, то есть коленопреклонении? И здесь все опять упирается в традицию - если поколениями мы видим какой-то обряд, он кажется нам "нормальным", все, что мы видим впервые, нас настораживает. Но снова обращаясь к истории, оказывается, что Melioramentum - это аналог монашеского приветствия, правила исполнения которого пронзают века, и даже с невыносимой натяжкой не христианским этот обряд назвать не получится.
Касаемо же крещения путем возложения рук, то эта практика идет прямо от апостолов. Апостолы крестили Святым Духом, то есть возложением рук - о чем ясно говорится на протяжение "Деяний Апостолов" и упоминается во многих "Посланиях" Апостольских. Крещение водой тоже практиковали, но оно не было единственным, а скорее базой для дальнейшего нисхождения Святого Духа через руки уже крещеных. Например: "...Павел прибыл в Эфес, и найдя там несколько учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой..." (Деяния 19:1-6).
Если вам кажется, что сейчас рукоположение - это анахронизм, то снова загляните в историю христианства. Или, для удобства на сайт, где разъясняют обряды христианства, Восточной или Западной ортодоксии - не суть. В настоящее время Рукоположение (хиротония) используется как форма принятия священнического сана - во время специального богослужения, путем возложение руки высшего по иерархии на голову посвящаемого. В православном каноне, например, такое рукоположение совершается в дьяконы, священники и архиереи. Но для крещения верующих, во всех видах ордотоксии, используется сейчас только таинство с водой.
Касаемо крещения исключительно взрослых верующих в катаризме, а в ортодоксии - с грудного возраста, то первый вариант, как раз является, более традиционным: крещение детей начали практиковать только в 3 веке. Или даже позже, поскольку, Тертуллиан, апологет 4 века "...в своем De baptismo критиковал крещение не имеющих различения добра и зла детей и даже крещение молодых людей (особенно девушек), не твердых в вере. И, кроме того, множество наиболее значимых ранних Святых". Кроме того, множество ранних Святых Отцов, значение которых в истории христианства невозможно переоценить, крестились в очень зрелом возрасте или даже перед смертью - Василий, Амвросий, Иоанн Златоуст, Иероним, Григорий Назианзин.

"...катаризм является уникальной формой христианства, где оно [крещение через возложение рук] представляет единственное таинство. Возложение рук не является чуждым великим Церквям. Мы без труда находим то тут, то там высказанную мысль, что крещение водой только смывает грехи, и что только возложение рук дает Святого Духа. Однако никогда ни один автор, ни одна поместная Церковь и ни одна еретическая секта не удовлетворялась исключительно возложением рук. Маркианиты использовали воду и оливковое масло, гностики – сложные натирания. В великой Церкви, особенно греческой, этот обряд, в конце концов, исчез, став незначительным придатком к обрядам исповеди и соборования.
Следовательно, можно подумать, что авторитетным источником в этом вопросе для катаризма был исключительно Новый Завет (Деян. 8:5-25 и 19: 1-6).Вопрос более сложен по очевидной причине. Если, как мы считаем, катаризм появился в христианской среде, то во времена, когда крещение детей было распространено, после победы догмата о первородном грехе над пелагианским учением, катары возлагали руки на крещеных людей . Тем самым, возложение рук представляется как обязательное дополнение крещению водой, которое Деяния Апостолов признают недостаточным, или же как другое таинство".

В результате подобных исторических изысканий, вывод очевиден: сталкиваясь с не-обычной для вас традицией, не спешите записывать ее в "еретические извращения" (сейчас поулыбась ребята-ересиологи из далекого прошлого). Изучите исторический контекст проблемы - это поможет выяснить все перепетии интерпритаций.

(цитаты взяты из Жан Дювернуа "Религия катаров",
Раздел 3. Топологическое родство)



27907754_2039752722979206_3226799175218724833_o
Tags: Катары катаризм, Обряды и таинства
Subscribe

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Об избиении невинных

    Все знают библейскую историю о том, как пришли к Ироду три мудреца с Востока и сказали ему: «Где должен родиться Царь Иудейский, о котором мы…

  • О бегстве в Египет

    О бегстве в Египет Прошло не так уж много времени после Рождества. Обычно земные матери в такие дни лежат в постели, наслаждаясь первыми минутами…

  • О Духе Рождества

    О Духе Рождества Как по мне, Рождество уже давно превратилось в феномен культуры. Санта-Клаусы, рождественские ярмарки, детские хоры, исполняющие…

  • Пятидесятница. Смысл установления

    «Приблизьтесь к Богу, и (Бог) приблизится к вам» (Иак.4:8) Можно сравнить иудейский праздник Песах и христианскую Пасху. Добрые Люди…

  • О Вознесении

    «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ио.12:32) Эту фразу в ортодоксальных Церквях принято толковать в том ключе,…

  • О третьем воскресении после Пасхи

    С Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! (Ио., 20:16) Третье воскресенье после Пасхи называется…

  • Пасха 2020

    «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ио.1:5) После того, что произошло на Голгофе, ученики и любящие Господа находились в…

  • Об искупительной жертве

    «Подумайте, что лучше будет нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». (Иоанн 11:50) И снова все…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments