(цитата взята по Анн Бренон «Ересь Добра»).
Разумеется, к тому времени (а книга его издана в 1953г.) минуло уже прилично веков, не осталось ни свидетелей, ни свидетельств, и потому события связанные с катарами могли совершенно не вызывать никакого душевного отклика, наподобие множества смертей прошлого - о которых мы говорим: «Да, они случились. Но что поделаешь?». В какой-то мере «извиняет» такую позицию и тот факт, что вся информация о Добрых Людях опиралась в эпоху Борста на Антикатарские Суммы доминиканцев 13 века и не так давно обнаруженные рукописные фрагменты оригинальных текстов самих катаров.
Теперь же со дня издания «Die Katharer» прошло более полувека и еще больше времени, чем Aрно Борста, отделяет нас от костра последнего Доброго Человека Гийома Белибаста. Открыты и изучены достаточно аргументированные источники оригинального катарского происхождения (Ритуалы, «Книга» Джованни де Луджио), выпущены в свет всесторонне освещающие катаризм «Философия катаризма», «Писания катаров» Рене Нелли, «Религия катаров» Жана Дювернуа, «Moнтайю, окситанская деревня» Эммануэля Ле Рой Лядюри, статьи и исследования Анн Бренон, в которых катаризм подсвечивается всеми лучами Вечности («Катары. Христианская Церковь на костре», «Истинный образ катаризма»), Зои Ольденбург, Франческо Замбона, Фей Мартино, Мишеля Рокберта, Даниэлы Мюллер… Но попробуйте прямо сегодня «приложиться» к проблеме, и вы поймете – с 1953 года в нашем общественном сознании о ней почти ничего не изменилось. А, возможно, стало даже еще хуже: ибо если раньше хоть что-то «извиняло», то теперь уже больше нет.
Рациональный читатель сразу заподозрит подлог, решив, как такое возможно? Сотни листов открытых и написанных документов ничего не поменяли во мнениях о катаризме?
Есть такая простейшая практика запоминания материала – повторять его до такой степени часто, пока от информации не станет тошно, после чего она абсолютно врезает в мозг со страшной силой. Примерно это же произошло и с мнением Aрно Борста (а также подобных ему авторов) – его так долго повторяли на все лады, что более ничего в голову уже не лезет. Случается эффект «отторжения» новой информации, даже если она оказывается истиннее предыдущей. Вот отчего в 80% случаев из 100 в Сети вы обнаружите информацию о катаризме копированную с давно устаревшего источника.
Особая ситуация - и здесь не удивительно - именно в русско-язычном сегменте Сети: Википедия царствует безраздельно, ее отголоски можно найти везде, куда бы вы не прошли по ссылке, клонированные материалы из словарей 30-40-50 годов 20в. (хорошо, если не 19го!) вызывают священный трепет, хотя порой наполнены они такими фантазиями, что даже развитый по возрасту пятиклассник засомневается в их правдоподобности.
Не будем сбрасывать со счетов и другой фактор – фантазию. Чем нечто непонятнее, тем оно же интереснее! Катары как реально существовавшие мужчины и женщины, их имена, лица, чувства, их выбор не так привлекательны и вовсе даже не загадочны... Прячущиеся в лесу заклинатели древних ритуалов, хранители Грааля или даже могилы Марии Магдалины - куда значительнее потрясают воображение! На этом «коне» давно «едет» умопомрачительное количество эзотерических и псевдо-исторических обществ – и с этого, разумеется, не только удовольствие, но и прибыль. Книги, фильмы, «исследования», экскурсии, паломничества – нескончаемая утеха для ищущих «сакральной духовности»… А тут не забываем еще и манихеев, ариан, тамплиеров, масонов - ведь «кроссовер» с ними еще увлекательнее!
И вот когда только берешься «копать» эту тему, главное, что остается не ясным – с какого момента начинается правда о Добрых Людях? При чем бывает совершенно не очевидно, что банальной мишуры попадается в разы больше, чем зерен научного. Многие говорили мне: «Я не разбираюсь, и не отличил бы правду ото лжи» или «Откуда ты знаешь, что именно это – правда?». Боюсь ошибиться, но, наверняка, существуют четкие критерии научности материала – анализ источников, ссылки, принципиальная проверяемость гипотез, частота использования идентичной терминологии или примеров, да и элементарный здравый смысл, нет?
Когда же, наконец, под завалами всего несущественного, сказочного, абсурдного и идеологического находится Оставшееся – будь оно даже неприглядное, вполне мирское и вовсе на чудеса не претендующее, ты понимаешь вдруг – в чем настоящая трагедия. И не в том даже, что, перефразируя Зою Ольденбург, катарскую Церковь зверски умертвили, память о ней изнасиловали и продолжают насиловать до сих пор… А в том, что отмахиваясь от истины прошлого, продолжая верить, что это «вовсе не было трагедией», равно же как и в то, что Добрые Люди почитали пить растолченое стекло, склоняя к этому свою паству, мы рискуем прийти к тому же финалу - с с нашей личной историей.... Через сотни лет в угоду развлечению, выгоде, а может и от нечем заняться, от современных нас одним ничего не помешает оставить лишь отвратительные байки или, в лучшем случае, жуткие мистические истории - как то и случилось с катарами... А другие станут в это верить, потому что "а почему бы и нет?".
Всякий имеет право на правду рассказанной о нем истории. Но Объективность есть наиболее неподъемное в «мусоре» Времени - а в нашем случае, еще и в «мусоре» материалов Сети.
Тем же, кто все же решился зарыться, бороться и искать (ибо Чужой Истории не бывает) бесподобно напутствует Анн Бренон: «И нас a priori не должны шокировать ни совпадения, которые нам будут навязывать, ни слухи, которые всегда будут кружить - мы знаем, что еретики, пока они не исчезли, всегда пытались отстаивать своё существование и отличие».
(цитата взята по Анн Бренон «Ересь Добра»)
(на иллюстрации - вид из крепости Терм (Chateau de Terme), Лангедок, Франция)

https://www.facebook.com/groups/332892387209731/permalink/334107880421515/