credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:
  • Mood:

О Белибасте

Готье Ланглуа
Белибаст, несовершенный катар.

Гийом Белибаст - один из наиболее известных и популярних персонажей окситанского катаризма. Здесь приведена сокращенная версия статьи, опубликованной в Pays Cathare magazine, № 1, декабрь 1997 года.

 
Судьба последнего известного нам из окситанских perfecti, дает нам возможность глубже познакомиться с катарской доктриной. Тем не менее, он, вне всякого сомнения не является типичным пастырем Церкви Добрых Христиан. 
 
Преступник становится perfecti.
 Гийом Белибаст родился около 1280 года, в селении Кубьер, Разе (Од). Его семья - богатые крестьяне-скотоводы - исповедовала катаризм в полном составе. В Кубьер Белибаст встречал очень многих выдающихся perfecti из окружения Пьера Отье и Филиппа д’Алайрака. Братья Гийома, пастухи, часто помогали perfecti скрываться в подполье и переходить из одного убежища в другое. Можно сказать, что, несмотря на попытки католической Церкви на протяжении почти ста лет уничтожить ересь катаров, последняя еще раз продемонстрировала свою живучесть и наново разгорелась в Арьеже и Разе, благодаря проповеднической деятельности братьев Отье.  
 Несмотря на семейную привязанность к катаризму, Гийом Белибаст принял посвящение не благодаря призванию, а из страха и покаяния. Где-то в 1305-1306 годах (или чуть раньше) он во время ссоры убил пастуха из Виллеруж-Термене. Против него открыли уголовное дело. Архиепископ Нарбонны, сеньор Виллеруж и Кубьер, признал его виновным и конфисковал его имущество. Чтобы спасти свою жизнь, Белибаст, которому грозила виселица, оставил жену и ребенка и бежал в одно из известных ему убежищ, где скрывались perfecti. Для спасения его души и для покаяния они уговорили его посвятить себя Богу. Он был посвящен в сан в Рабастен (Тарн) Филиппом д’Алайраком. Однако их обоих арестовали и заключили в тюрьму Инквизиции Каркассона: Мур. В 1309 году им удалось бежать и они нашли приют в Каталонии, в графстве Ампуриас. Когда Филипп д’Алайрак вернулся в королевство Франции, чтобы исполнять свою миссию, менее мужественный Белибаст не решился сопровождать своего товарища. Через некоторое время он узнал о том, что Филипп был вскоре арестован и погиб на костре.
 Избежав опасности, Гийом Белибаст постепенно удаляется от границ Франции, где ему может грозить арест. Из осторожности он меняет свое имя: отныне его называют Пьер Пенченье, что напоминает о его новой профессии - он делает ткацкие гребни. Иногда он также нанимается на сезонные работы по всему Поблету вместе со своим преданным другом Пьером Маури.
 
Несовершенный катар Морельи.
 С 1314 года Гийом Белибаст живет в Морелье, в королевстве Валенсия. В это время возле селения Сан Матео жила небольшая община окситанских катаров в изгнании, многие из которых были родом из селения Монтайю (Арьеж). Для них он становится пастырем. Надо сказать, что, живя в этой общине, он иногда злоупотребляет своим духовным авторитетом, за что его упрекает Пьер Маури, сравнивая его с великими проповедниками Пьером и Жаком Отье. Чтобы не выделяться среди католиков, Гийом Белибаст выдает себя за женатого человека, живя в одном доме с вдовой Раймондой Марти и ее ребенком. Постепенно эта Раймонда становится его любовницей. Гийом Белибаст пытался решить эту очень серьезную для него проблему, поскольку он дал обет безбрачия. Его друг Пьер Маури, желая помочь Гийому, женится на Раймонде Марти и берет на себя отцовство ребенка Гийома, однако Гийом из ревности разрывает этот брак.  
 Тем не менее, Белибаст очень серьезно воспринимает свою пастырскую роль. Он проповедовал, благословлял и по крайней мере до своей связи с Раймондой уделял consolament умирающим. Верующим, среди которых был предатель Арнод Сикре, приведший Белибаста к смерти на костре, он читал проповеди регулярно. Белибасту удавалось учить людей основам веры очень интересным и наивным, но выразительным и популярным способом: «Таким образом враг Бога, Сатана, создал тела людей и заключил в них их души… Эти души, одетые в свои плащи, то есть тела, пытаются спастись, напуганные преходящестью своей жизни. И как только такая душа покидает тело, например, где-нибудь в Валенсии, она немедленно попадает в другое тело, скажем, в графстве Фуа, и так далее. И когда души оглядываются на пройденный ими путь, они видят, что их наказание, которое они уже понесли, это всего лишь три капли из бесконечного океана страданий. Напуганные своим осуждением, они пытаются выскользнуть через первую же щель, которую видят перед собой, и таким образом попадают в тела зародышей животных и входят в новую жизнь: собаки, кролика, лошади, или какого-то иного животного, или же могут вновь попасть в утробу женщины. И это зависит, сколько человек сделал в своей предыдущей жизни зла - если много, он попадает в утробу грубого животного, если не очень - в утробу женщины. И таким образом души меняют одно одеяние плоти на другое, пока они не получают воистину благое тело, то есть тело мужчины или женщины, устремленных к добру ( то есть верующих катаров). И в этом теле они имеют возможность спастись, ибо, если они выйдут из этого доброго тела, то вернутся прямо к нашему Отцу небесному».  
 На самом деле, Арнод Сикре, хоть и выказывал желание «открыться устремлению к добру», не прислушался к аргументам Белибаста, думая только об одном - как добиться его ареста и тем самым вернуть себе конфискованное имущество. Арнод Сикре был подосланным к Белибасту агентом Инквизиции.
 
Последний окситанский perfecti.
 Несмотря на то, что Белибаст часто нарушал правила, а может быть именно поэтому, он горячо желал встретиться с другими perfecti, покаяться в своих грехах и пройти reconsolatio, повторное крещение Духом. Потому он доверился Арноду Сикре и вернулся в Лангедок. По дороге на Тирвию, парафия Ургейль, в марте или апреле 1321 года, Арнод Сикре выдал его байли графа де Фуа, сеньора этой местности. Его арестовали, отвели в Кастельбон и посадили в замковую башню, согласно обычаю, скованным одной цепью с тем, кто его выдал. Это продолжалось несколько дней, пока шла проверка информации. Ночью Белибаст предложил Арноду покаяться перед ним и получить consolament, а потом умереть вместе с ним, прыгнув с башни - как единственный шанс для Арнода попасть в Царство Небесное. Но интересы Арнода концентрировались на земных благах. В том же году, летом, Белибаст был сожжен в замке Виллеруж-Термене, резиденции архиепископа Нарбонны, который еще давным-давно приговорил его к смерти.
 Вместе с Белибастом исчезает и катарская Церковь Окситании. После его смерти до конца XIV столетия сжигают уже простых верующих. Еще жива катарская Церковь в Боснии, но и она исчезает после турецкого завоевания под конец XV века. Последний окситанский perfecti не смог придерживаться всех правил суровой апостольской жизни. Однако он стремился преодолеть свои слабости и умер с достоинством, отказавшись отречься от своей веры. Его смерть и мученичество еще раз напоминают нам, современным людям, о необходимости религиозной толерантности.
Tags: Катары катаризм, Материалы о катарах: разные статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments