credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Из группы фб о катаризме - были ли катары еретиками

А были ли катары еретиками?

Вопрос несуразный, на первый взгляд, и требует ответа "да" - если мы беремся рассматривать с точки зрения римско-католического канона.
Само понятие "ересь" с латыни переводится как "выбор мнения", и потому эти люди, возможно даже горделиво, называли бы себя именно так - ибо мыслили самостоятельно, а не шли за тучным большинством.
Однако вопрос этот содержит подвох, который заподозрить может только вглядывающийся в историю христианства.

Для католической Церкви еретики никогда не были кучной толпой, "все под одну гребенку" (хотя это сейчас принято так думать). Точные дефиниции между тонкостями "еретических извращений" занимали умы и целые толстенные труды ересиологов всех времен. И, как бы в это сложно не было поверить, еретики читались ужаснее язычников и сарацинов. Потому что хуже осознанного отрицания канона нет ничего, а язычники всего лишь еще пока не слышали этого канона... И если сложить вместе все акты, обличающие ересь, папские буллы и решения инквизиторских судов - боюсь, том этот займет высоты до неба...
Вопрос здесь именно во власти - и возник он с тех пор, как римская Церковь стала считать себя "кафолический. А с инакомыслием боролись всегда: на Никейском соборе с арианством и гностицизмом, позже или даже все время - с манихейством (хотя сами уже даже не понимали, что подразумевают под этим термином), оригеанством, донатизмом и прочими, прочими, прочими... Ведь чем более сплочен народ, тем проще им управлять, а сплоченность религией - одна из самых непрошибаемых.

Но что было ДО римской Церкви? Ведь появилась она не "назавтра" же после Вознесения Христа. И вот здесь наступает самое интересное.

Большинство идей катаров более похожи на принципы первых христианских церквей - тех самых, о которых написано в Деяниях Апостолов, которые создал и ходил постоянно проведывать Павел, к которым пишут свои письма-послания Петр, Иаков, Иоанн, и тот же Павел. Именно их правила жизни пытались продолжать Добрые Люди и их же вопросы поднимали: о исключительно духовной сущности Иисуса, о Боге как абсолютном Добре, о причинах зла мира, о духовном крещении возложением рук и принятии Святого Духа подобно апостолам...
Их обряды - малочисленные и простые - напоминали практику самых ранних церквей, когда не было еще никаких храмов в современном понимании слова, а верующие просто собирались за одним столом и делили между собой хлеб, благословляя его, но не считая ни кровью, ни плотью Иисуса. Пресуществление - то есть официальная доктрина о том, что во время Евхаристии хлеб и вино физически меняют структуру становясь на полном серьезе телом и кровью Христа, была принята католиками только в 13 веке!
Их единственная молитва взята из Евангелия, в том варианте, где добавляется греческая доксология «Ибо Твое есть Царствие, и сила, и слава, во веки веков, аминь» (Евангелие от Матфея). Катарская литургия также очень традиционна, в ней нет места использованию освященных предметов, нет свечей, священных масел и прочего - чего, собственно, и не было в эпоху первых христианских общин. Текст литургии или таинства Consoloment лишен всего, кроме постоянного цитирования стихов Евангелия - и если есть отступления (например, разъяснения для обучающихся), то это чистая экзегеза - без отсылок к мнениям каких-либо святых отцов или других уважаемых членов Церкви. Ни чье мнение не имеет значения, ничего материальное Бога не выражает - единственным основанием всего может быть только Евангелие.

Правила общины и моральные принципы поведения катаров легко узнаваемы на протяжении всего прочтения Посланий Апостолов - от слов, которые они использовали "Утешение Святым Духом" (Деяния 9:31) или "если Богу так будет угодно"(Иакова 4:13-16) до буквального следования советам, данным апостолами:
-Дух Святой принимается возложением рук (Деяния 1:4-8, Деяния 2:1-4, Деяния 2:42,44-45 и в десятках других мест)
- люди не должны осуждать друг друга, ведь никто неправеден, а всех судит только Бог один (Рим.2:2-1, 9-10 и во многих других местах)
- крестившийся не должен грешить, ведь он уподобился Христу (Рим.6:3-4, и еще в десятках других мест)
- основой отношений между братьями в общине должны быть почитание, любовь и поддержка ( Рим.12:15-16 и в десятках других мест)
- о питании (Рим.14:3, 14-8, 20-21,23)
- о терпении к друг другу и к порокам друг друга (Рим 15:5-7 и в десятках других мест)
- все христиане равны, им нечем хвалиться друг перед другом. Для Бога всяких крестившийся равноправен другому ( 1 Кор.1:26-29,31 и в десятках других мест)
- тело крещеного - это храм Духа Святого ( 1 Кор.6:15,18-20 и в других местах)
- если между верующими ссора, рассудить их должен кто-то из Церкви
(1 Кор.6:1, 4-8).
- угождающие Богу не женятся ( 1 Кор.7:29-35 и в десятках других мест)
- против идолопоклонничества, в том числе и в пище ( 1 Кор. 8:4, 7-9, 12-13 и во многих других местах)
- нельзя отворачиваться ни от кого, никому нельзя делать зла
( 1 Кор:19-23 и во многих других местах)
- Учителя Церкви не должны зазнаваться или гордиться своей деятельностью. Они должны сами соответствовать тому, о чем проповедуют ( 1 Кор 9:16-17, 27).
- прямая трактовка Священных текстов ( 2 Кор.2:17, 2 Кор.4:1-2)
- внешний вид женщин (1 Кор.11: 4-6, 13)
- Бог не пребывает в материальном, в том числе в храмах ( 2Кор.3:17, 2Кор.6:16-18, Деяния 17:24-29)
-для того чтобы вернуться в Царствие нужен Святой дух ( 2 Кор.5:1-2, 6-8 и в десятках других мест)
- против клятв (Иакова 5:12)
- важнее всего - любовь друг к другу. Бога никто не когда не видел, но в любви к друг другу людей Он проявляется (1 Ин.4:12, Ионна 4:11-12 и в десятках других мест)
Этот список можно продолжать, пока не перечислишь все темы и все стихи Евангелия...

Удивительно ли это? Скорее - нет. Добрые Люди, как и первые христиане безымянных общин времен апостолов, понимали обращения апостолов буквально, не просто читая их, а ощущая, словно каждое слово направлено лично к ним.
Катары не полагали, будто какие-то места Евангелия стоит "просто послушать, так как теперь это неактуально" или "если что-то непонятно, то и ладно, сделаем вид, что такого нет" или "а, вот это - еще ладно, для обычных людей написано, а вот тут, наверно, вообще - для каких-нибудь святых" или, напоследок, - "чего-то это тяжело исполнить, может не надо? может и без того сойдет?". Церковь со времен Никейского собора, разумеется, "разрулила" - какие правила для кого, что можно читать, что нельзя, как следует понимать все моральные нормы, ввела массу дополнений в виде таинств, молитв, освящения предметов и прочего.
Но Апостольских путь служения не только проповедью, но и личным примером праведной жизни - вот это был катарский "канон", а не позднейшие установления Рима.

(на иллюстрации - современный рисунок, день Пятидесятницы)

27540095_2037813413173137_1669894928898674760_n

https://www.facebook.com/groups/332892387209731/permalink/333713387127631/

Tags: Добрые Люди, Катары катаризм, еретики, еретический выбор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments