credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

О гордыне

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

(Ис.14:12-15)

Католическая и православная доктрины ставят грех гордыни во главе всех грехов. Ведь Люцифер восстал против Бога, поскольку хотел стать подобным ему, хотел воссесть на Его место, за что и был низвержен в самый глубокий, седьмой круг Ада. Но давайте рассудим, так ли это, и возможна ли была гордыня в Царствии?

В раю не было зла, и не было опыта зла. Откуда же в сердце Люцифера закралось чувство зависти, от которого родились помыслы восстать в гордыне? Великие Церкви экстраполируют на Царствие Небесное иерархию власти мира сего. Мало того: уверяя, что в раю действуют те же законы покорения и покорности, что и на земле, они называют их предпосылкой к тому, чтобы им самим урвать побольше власти. Если Бог – великий босс на небе, то Папа Римский, Его викарий, на земле должен быть главным, и светские князья должны преклоняться перед ним. Такие претензии Церковь Римская выдвигала со времен борьбы за инвеституру и до тех пор, пока Реформация не заставила ее обзавестись губозакаталкой.

Но сейчас речь не об этом. Царствие Небесное – это не предприятие и не учреждение, где господствует принцип «Я начальник, ты – дурак; ты начальник, я – дурак». И это даже не корпорация японского типа. Ведь и там, несмотря на дух корпоративности, всякий офисный планктон лелеет надежду подняться на ступеньку выше по карьерной лестнице. Но Царствие Небесное подобно дружной семье, где все члены любят друг друга. Отец Небесный – это отец, и этим всё сказано. Что до ангелов небесных, то они не имели опыта зла, поэтому не могли питать дурных чувств (зависти, ревности, гордыни). И если б не вмешательство иного начала, зла, пришедшего извне, Люцифер бы никогда не преисполнился таких мыслей. Но оно пришло, зло, и соблазнило ангелов. «Здесь вы имеете только добро. Но если вы пойдете за мной, я покажу вам то, чего вы никогда не знали – зло, и вы будете владеть и господствовать…»

Именно так интерпретировали Добрые Люди миф о падении ангелов, которые превратились в людей и животных, наделенных душой. И с тех пор они руководствуются законом мира сего, который гласит: покоряй, или сам будешь покоренным. Мы видим вокруг себя только жажду владеть и господствовать, слышим только дискурс власти. Закон мира сего проник даже в семью, порождая домашнее насилие, вражду поколений, отчуждение.

И что мы можем противопоставить этой скрытой «войне всех против всех»? Только Закон Христов. Господь сказал: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб? А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.» (Матф.5).

Единственное, что мы можем противопоставить закону мира сего, который зиждется на власти и порабощении, так это нашу человеческую солидарность, милосердие и достоинство.

Любите ближних (и дальних) как самого себя.

Tags: Воскресные размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments