credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Историческая преемственность. Обряды и церковь

II.3. 3. ОБРЯДЫ И ЦЕРКОВЬ

           Они собираются на моления. В одной из своих молитв они призывают «благодать Духа Святого».

           В эпоху своего расцвета они имели разнообразные Церкви, которым они давали названия, упоминаемые святым Павлом (Македонии, Ахаи и т.д.) и которые управлялись дидаскалами, с помощью синекдемов и нотариусов. Эти последние председательствуют в собраниях, либо организовывают их[1]{C}.

          В своем Очерке Петр пишет:

           Они отрицают наш клир и всех членов нашей иерархии. А что касается их священников, то называют их синекдемами и нотариусами, и эти люди ничем от прочих не отличаются, ни одеждой, ни обычаями, ни образом жизни{C}[2]{C}.

           Одна из византийских формулировок отречения, предназначенная для обращенных в православие павликиан, подвергает проклятию «тех, кто оскверняет себя употреблением мертвечины, избегает всяких христианских постов, а в период, который они считают своим постом, они объедаются сырами и молоком» {C}[3]{C}.

           Такие вот основания павликианской религии, не той, которую знали армяне, а которую видел Петр Сицилийский, выводя ее непосредственно от Мани и придавая ей множество фантастических подробностей.

           Следует принять во внимание, что религия такого типа имеет в себе два противоречия, что делает ее подозрительной.

           Во-первых, она является единственным примером христианского дуализма (и даже необязательно христианского), который не связан с пуританством, целомудрием и воздержанием «от мяса».

           Во-вторых, если допустить, что тут речь идет о «религии радикально секуляризованной, без обрядов и духовенства», а также о «возвращении к истокам евангелического христианства, опирающегося на спиритуальную интерпретацию учения Христа – эманации Отца Небесного - и посланиях Святого Павла» {C}[4]{C}, мы вынуждены будем признать, что дикое и воинственное племя из Малой Азии сумело, с VII до IX века, достичь такого интеллектуального уровня, который ставит его авторов, скорее, в ряд философов Просвещения, чем реформаторов.

           Как бы там ни было, можно сделать один четкий вывод: ничто из этого описания не подходит к тому, что позволяет отнести павликианство к началам катаризма. Катаризм и богомильство – это не расплывчатая доктрина. Это единая религиозная целостность, слаженная, но сложная, богатая ритуалами, практиками и структурами, как и системами и экзегезами. Нужно найти начало специфических элементов, которые ее слагают.

{C}


{C}

{C}[1]{C} По этому поводу см. Lemerle, op. cit., pp. 126 и далее.

{C}[2]{C} Les Sources grecques, op. cit., p. 90, Photius, ibid, p. 130.

{C}[3]{C} Ibid, p. 200.

{C}[4]{C} Lemerle, op. cit., pp. 130, 134-135.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква В

    В Вальденсы – Отвергнутые Церковью после того, как они пытались инициировать реигиозные реформы в Лионе, Лионские Бедняки или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments