credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. III.Ритуальные топосы. Окончание

Служба (III.1.)

           Катарская «служба», очевидно, является аналогом публичного монашеского покаяния и исповеди. Совершенные упрекают себя в том, что «днями поста, отведенными нам, мы пренебрегли, и часов, для молитв предназначенных, не соблюдали», что плохо исполняли ранее назначенное покаяние (службу). Выражение «мыслью, словом и делом» также встречается в Confiteor и  византийской литургии.

           Предписанный характер покаяния является аналогом epitimia, которую накладывает на монахов василианский настоятель.

Melioramentum (III.2.)

           В описании торжественного melioramentum мы находим глубокий поклон, с целованием земли[1]. Что же касается повседневной просьбы о благословении, то она является ничем иным, как взаимным монашеским приветствием. «Всякий раз, когда братья встречаются, путь младший попросит старшего о благословении» [2].

Мир (III.3.)

           Поцелуй мира, фигурирующий уже в Священном Писании (Рим.16:16 in osculo sancto; 1 Петра 5:14) практиковался в ранней Церкви и у гностиков[3]. Он практикуется и по сей день в Восточной Церкви именно в таком виде, в каком он описан у катаров.

           Однако в те времена он практиковался в том же виде и в Западной Европе. Священник передавал поцелуй мира дьякону, который затем передавал его всем собравшимся, используя молитвенник при передаче его женщинам. Мужчины обменивались поцелуем друг с другом.[4]

Евхаристия (III.4.2.)

           Мы знаем, что для Оригена хлеб и вино были символами Слова, Древа Жизни, учения Христа[5].

           Возможно, катарский хлеб Молитвы берет начало из χρτοχλασιυ в византийской литургии. Наиболее оригинальной его чертой является ассоциация с Pater[6]. С этой точки зрения следует отметить, что именно в объяснении к Молитве Господней (которую средневековые приверженцы гетеродоксии считали наиболее ценной), Ориген дольше всего рассуждает на тему евхаристии.

Церковь (VI.1.6.2.)

           Привилегия Петра у Оригена сведена к нулю заявлением о том, что каждый совершенный является «Петром». Петром становится каждый, кто верит в «Христа, Сына Бога живого» с того момента, как только ему это было открыто не плотью и кровью, но Отцом, Сущим на небесах[7].

           По его мнению, Церковь состоит из собрания совершенных[8]: эту идею уже выражал Климент Александрийский: «Называю Церковью собрание избранных» [9].

Диаконы (VI.2.4.)

           В ранней Церкви диаконы были правой рукой епископов, а потом их функции были сведены к литургической помощи священникам. В катарской же Церкви сан диакона соотносится с архидиаконом великой Церкви.

           Диакон, так же, как и боснийский gost, является визитатором из Псевдо-Климентин: «пусть диаконы обходят все местности, чтобы надзирать над телами и душами Братьев, и пусть они доносят епископу обо всем, что заметили».[10]

           Поскольку обычно диаконы занимали должность после епископа, диаконы, как правило, отказывались от священнического чина[11].

Клевета (VII.2.1.)

           Достаточно открыть какой-нибудь перечень с описанием ересей – например, у Августина или Епифания – чтобы заметить, что все негативные черты, приписываемые катарам полемистами, были почерпнуты из описаний симониан (общность жен), гностиков, карпократиан, архонтиков, валентиниан, оригенистов, присцилиан (turpitudinem, turpia), катафригов (облатка из хлеба и крови ребенка), патерниан (утверждение, что нижние части тела не грешат).

           Даже преподнесенная Петром Сернейским как исторический факт деталь – рассказ о том, как кони графа де Фуа ели с алтаря[12] – был позаимствован у Иеронима: ad altaria Christi stabulati equi[13].

           Что касается endurа, то трудно не усмотреть сходства этой темы с ироническими упреками, которые делает Тертулиан Маркиону: «Чего ты ждешь и не умрешь от своих воздержаний, раз мир наполняет тебя отвращением? Таким должно быть ваше мученичество!» [14].

           Есть даже вполне благосклонная к endurа легенда. В IX веке Леон Философ, архиепископ Салоник, описывая чудо обращения молодой иудейки и ее крещение, говорит о том, что она после этого «уже не вышла из святыни и больше не ела ни того, что имеет в себе жизнь, ни оливы, ни фруктов, но только хлеб, овощи и воду. Она не ела хлеба, который ей давали, но только тот, который она получала трудом своих рук, не будучи при этом нищенкой…» [15].

           А катарская практика, которую могли видеть внешние наблюдатели, осталась в неизменном виде в России середины XVII века:

           Есть люди, которые, будучи в таком состоянии (на смертном одре) бреют голову, облачаются в монашескую рясу, и действительно становятся монахами, ведь после этого им нельзя употреблять никакой еды на протяжении восьми дней; и говорят, что облеченные в этот хабит, называемый ими серафическим, уже не принадлежат к миру людей, но становятся ангелами. Если, однако, несмотря на этот восьмидневный пост, к ним возвращается здоровье, они должны исполнить свои обеты и вступить в монастырь, поскольку бритва уже коснулась их головы. [16]




[1] См. E. Beurnier, в Dictionnaire de Theologie catholique, V° Adoration.

[2] Правила святого Бенедикта, LXIII.

[3] См. R. Mc L. Wilson, op. cit., p. 96.

{C}[4]{C} Мы обладаем образным описанием этой практики в Roman de Flamenca (изд. Lavalud et Nelli, op. cit.. p. 846: Ab aquel libre pas donas – A Flamenca… Per nulla re (non) vol baisar – N’Archembaut nei sa pas donar.

{C}[5]{C}In Leviticum, гомилия VII, 5 ; - De Oratione, 27.

{C}[6]{C}См. Mercenier et Parsi, op. cit., p. 31.

{C}[7]{C}. In Mattheum, Гомилия 12,11, PG 13, c. 1001.

{C}[8]{C} Cм.. Volker, op. cit., p. 182.

{C}[9]{C} Stromate VII 29, цит. ibid. : το αίροιιιμα των έχλεχτο,ν.

{C}[10]{C}Пер. Siouville, op. cit., p. 158.

{C}[11]{C}См. Magne, op. cit., I, p. 147.

{C}[12]{C} Изд. Guébin et Lyon, op. cit, t. I.

{C}[13]{C} Ep. LX Ad Heliodorum, изд.. Labourt, t. 3, p. 106 .

{C}[14]{C} Adversus Marcionem I, 14..

{C}[15]{C} Cм. V. Laurent, Une homelie inedite de l'archeveque de Thessalonique Leon le Philosophe sur l'Annonciation (25 марта 842), в Melanges Eugene Tisserant, t. II, Studi e Testi 232, Rome 1964, p. 302.

{C}[16]{C} Adam Olearius (Oelschlaeger), Voyage de Moscovie, de Tartane et de Perse, пер.. Wîcquefort, t. I, Paris 1659, p. 266.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments