credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. III.Ритуальные топосы. Правила

Правила (II.)

           Является очевидным, что если простые верующие откладывают свое крещение до последней минуты, то это потому, что это крещение несет в себе обязательства, не совместимые с обычной жизнью. Фактически, в той среде и в ту эпоху окрещенный «христианин» полностью напоминает монаха. Василий сравнивает жизнь светского человека и жизнь окрещенного:

           Какого же пота требует целомудрие, если с развратника пот стекает ручьями?... Чем являются бессонные ночи для тех, кто проводит их в молитвах? Бди, брат. Ты имеешь помощников, если того желаешь: молитву, которая бдит в ночи, пост, который стережет дом, пение псалмов, которые ведут душу. Сделай из них своих товарищей. [1]

         В труде святого Иеронима можно также найти параллели с поведением аристократии, средневековой интеллигенции. Вспоминая о тех высокородных людях, которые вместе со своими супругами давали обеты воздержания и постов, как, например, Паулин из Нолы, Иероним тае описывает их обращение:

           Твоя скромная трапеза, которую ты будешь есть вечером, состоит из зеленых или сухих овощей; а время от времени и маленьких рыбок, которые тебе покажутся самым большим лакомством. [2]

           В Галлии, в Испании, в Риме в начале V века появляется этот тип домашнего монашества, в очень разных общежитейных формах. Аскеза совершенного христианина, такая, какой ее описал, к примеру, Ориген[3], отныне будет практиковаться элитой, со времени обязательного обращения всех граждан Римской империи.

Воздержания и посты (II.1.)

           Что касается воздержания в еде, то нет нужды заходить слишком далеко. Сходство с правилами василиан можно найти даже в наши дни. Так, во время визита Папы Павла VI в Иерусалим западноевропейские журналисты обнаружили, что патриарх во время одного из своих трех ежегодных постов, не употреблял «ни мяса, ни молока, ни яиц».

Телесное воздержание (II.2.)

           Также мы можем заметить, что в Восточных Церквях, в отличие от Латинской пост-грегорианской Церкви, допускается брак низшего духовенства. Но только класс людей, более продвинутых в состоянии совершенства, то есть монахи, допускаются до иерархической лестницы: патриархи, епископы, архидиаконы.

Молитва (II.3.)

           На первый взгляд кажется, что восточная литургия имеет мало общего с циклом катарских молитв. В действительности же, легко отыскать идентичные элементы молитв, произносимые в том же порядке.

           Катарскому Benedicite[4] отвечает вступительная формулировка «Благословлен будь, Боже… Господь, прими покаяние за грехи наши». [5]

           Три Adoremus являются ни чем иным, как поклонами: «Идем, почтим и поклонимся…»[6]

           Аналог Dignum это «воистину достойно есть почитать Троицу…».[7]

           Затем наступает очередь Pater,[8] позже снова идут поклоны[9], опять Pater,[10] последний раз Benedicite и, наконец, Прощение (parcias в окситанском ритуале) [11].

           Наиболее впечатляющим является сходство обрядов малого и большого комплекта, а также ночной литургии. К примеру, среди элементов ритуала, который приводит Ансельм Александрийский[12], можно указать на те, что имеют аналоги в православной литургии:

Катары                                                                      Византийское богослужение

  В                                                                                                    +

  Р

  А                                                                                                    +

  D                                                                                                    +

  PN                                                                                                  +

  D

  G

  B                                                                                                    +

  P                                                                                                     +

           Даже допуская, что некоторые из этих сравнений (особенно Benedicite) являются приблизительными, из всего дальнейшего следует, что такие совпадения не могут быть случайными.

           Если вспомнить о двух способах молений Белибаста[13], то они полностью отвечают малым и большим поклонам[14], которые, в свою очередь, отвечают venias окситанского ритуала.

           Хотелось бы, чтобы специалисты по византийской литургии провели бы сравнения со старинными молитвенниками.

           Молитва Pater в ранней Церкви является прерогативой христианина,  связанного с состоянием совершенства. [15]

Правда (II.4.)

           Наряду с запретом лжи, присяги и использования астрологии, эта практика полностью согласуется с практикой ранней Церкви. Согласно Игнатию, Клементу Александрийскому и Оригену, астрологи перестают предсказывать правду крещеным[16]. Уже Didaskalia Addaja осуждает того, «кто клянется, говорит неправду, лжесвидетельствует или обращается к магам, ворожеям и Халдеям» [17].

           Запрет на клятву можно найти также у Иоанна Златоуста[18].

Правосудие (II.6.)

           Нет надобности долго говорить на эту тему. Запрет обращения к светским трибуналам берет начало от Посланий Павла. Официальная Церковь abhorret a sanguine.

Работа (II.7.)

           Также излишним будет упоминать о том, что труд, в том числе физический, относится к обязанностям монаха, как василианского ордена, так и бенедиктинского[19].




{C}[1]{C} Ibid., p. 106.

{C}[2]{C} Ep. LVIII Ad Paulinum, пер.. Labourt, Saint Jérôme, Lettres, t. III, Paris 1953, p. 80 ; - Cм. также надгробное слово во хвалу Паулы, ibid., t. V.

{C}[3]{C} См. по этому поводу W. Vôlker, op. cit., pp. 48-49, 51-55.

{C}[4]{C} См. supra, p. 184.

{C}[5]{C} F. Mercenier и F. Paris, La prière des Eglises de rite byzantin t I, Amay-sur-Meuse 1937, p. 5..

{C}[6]{C} Ibid., pp. 54, 40, 54, 78.

{C}[7]{C} Ibid., p. 78 ; - Иногда Theotokion (p. 46).

{C}[8]{C} Ibid., pp. 46,54, 79.

{C}[9]{C} Ibid., pp. 67, 84.

{C}[10]{C} Ibid., pp. 70, 79.

{C}[11]{C} Ibid., pp. 50, 74, 87.

{C}[12]{C} См. supra, p. 184.

{C}[13]{C} См. supra, p. 186.

{C}[14]{C} По поводу терминов см. Mercenier и Paris, op. cit., p. 6, η. 1.

{C}[15]{C} См. Daniélou, Platonisme... op. cit., p. 120, где цитируется Григорий Нисский и Кассиан. Фактически, эта идея уже была сформулирована Оригеном (De oratione, 22) и без сомнения, перешла в катехизис крещения. См. съодство, найденное Daniélou с латинской мессой (Audemus dicere Pater noster).

{C}[16]{C} Ignace, Eph. 19,3 ; - Clément, Extraits de Theodote, éd. Sagnard, pp. 74, 78, 111 ; - Origène, Homelie in Lucam VI ; Contra Celsum I, 60. .

{C}[17]{C} Изд.. F. Nau, La Didascalie des douze apotres, Paris 1912, p. 226.

{C}[18]{C} Первый катехизис, пер. Hamman, Le Bapteme, op. cit., p. 182, 1-й неизданный катехизис, изд. и пер.. A. Wengec, Jean Chrysostome, Huit catecheses baptismales inedites, в Sources chretiennes, 50, Paris 1957, p. 130.

{C}[19]{C} Уже у пустынников: Histoire lausiaque, 38, цит. по A. Guillaumont, Les Kephalaia, op. cit., p. 53; - Поповоду василиан см. D. Savramis, Zur Soziologie des Byzantinischen Monchtums, Leyde-Cologue 1962, pp. 40-44, цитирует Василия (PG 31, c. 1012; PG 34, c. 1020, и так далее.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments