credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. III.Ритуальные топосы.Крещение

Крещение совершенных (I.1.2-1.3)

            Исследования в этом направлении начал Б.Петранович в 1867 году[1]. Сравнивая сербский ритуал (требник) принятия обетов в славянско-православных монашеских общинах с древними описаниями катарского consolamentum, он отыскал множество общих черт. М.Милетич[2] позже повторил этот анализ, опираясь в этом на ритуал, используемый Русской Церковью.  Этот труд был издан в Риме в 1952 году[3].
            Параллели были обнаружены следующие:
           - Посвящение выполняется в два последовательных этапа, которые называются двумя правилами Святого Василия – Малое правило и Великое правило (последование малаго образа и последование великаго образа).
            - В Малом правиле посвящающий возлагает Книгу на голову неофита, прося Бога, чтобы Он хранил его силой своего Святого Духа[4].
            - Неофит получает новое имя[5].
            - В Великом правиле церемония происходит перед алтарем[6]; новопосвященный делает три земных поклона[7]; он провозглашает свои обеты в форме ответов на вопросы: он обещает жить в абсолютном посте, истиной, добрыми делами, трудом, заботой о больных, в целомудрии и послушании[8].
            - В центральном обряде церемонии (оглашение) посвящающий произносит формулировку:
««Брат, прими сегодня второе крещение, обогатясь даром Божьим, который милосерден к человеку, очисться от своих грехов и стань Сыном Света». [9]
            Конечно же, эти элементы едва прослеживаются в православном ритуале, который переполнен целой литанией молитв, и в котором центральным пунктом является выбривание тонзуры в форме креста, в том месте, где у катаров происходит возложение рук.
            Однако еще одно совпадение было замечено Петрановичем, а потом более полно освещено Милетичем: само наименование krstjani, христиане, уже было синонимом монахов. Такое понимание термина было принято на Соборе в Ганграх и его разделяли Василий[10], Макарий (μοναζόντων. ητο; χριστιανών) [11] и Иероним[12].

Крещение умирающих (I.2.)

            Этот обряд, называемый крещением смертельно больных, был известен великой Церкви в IV веке. В своем первом Катехизисе Иоанн Златоуст поздравляет неофитов:

Хвалю ваше благородное рвение, ведь вы не приходите так, как это делают некоторые беззаботные люди, принимая крещение в последний свой час… Те, когда принимают крещение, плачут и стонут… Больной… вспоминает свою жизнь, ту жизнь, которая из него уходит… Голос лекаря, говорящий, что уже нет никакой надежды на выздоровление, вызывает меньший страх, чем прибытие священника. Поэтому того, кто приносит вечную жизнь, встречают как посланника смерти. [13]



[1] Bogomili, crkva bosanska i  krstiani. Zadar, 1867. Югославские авторы в ту эпоху пытались поместить Боснийскую Церковь в рамки средневековой эпохи и придавали ей черты православия.
[2] Krstjani di Bosnia alla luce dei loro monumenti di pietra, в Orientalia christiana analecta 149, Rome 1957, pp. 75-82.
[3] Posledovanie inoèeskago postrielenia, Cast pervaia (мужчины), Rome-Grottaferrata, 1952.
[4] Miletié, op. cit., pp. 76-77; Posledovanie..., pp. 29-30.
[5] Posledovanie..., p. 44.
[6] Ibid., p. 52.
[7] Ibid., p. 62.
[8] Ibid., p. 66-68.
[9] Ibid, p 72 ; Miletic, pp. 80-81.
[10] Малое правило, PG 31, c. 963.
[11] Гомилии 38, цит. по J.-B. Cotelier, Ecclesiae Grecae monumenta, t. I, Paris, 1677, c. 794. По поводу этого сходства см. M. Miletié, pp. 49-71.
[12] Ep. LIV Ad Furiam (Изд. Labourt, t. 3, pp. 28-30 : monachi vita laudatur qui venerationi habet sacerdotes Christi, et non detrahit gradui per quem factus est Christianus.
[13] PG 49, c. 223, пер.. Jeannin, в A. Hamman, Le Baptême d'après les Pères de l'Eglise, Lettres chrétiennes n° 5, Paris 1962, p. 173; См. также le Protreptique du baptême de Basile, ibid., p. 107.
Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Из "Оплота ереси" - "Монтань Нуар. Память камней"

    Патрис Тиссье-Дюфур. Монтань Нуар. Память камней

  • И еще немного Окситании

    Минуты бегут, а я не успеваю их фиксировать. Так хочется все посмотреть и наново отметиться. В этом году у меня сбылась еще одна "мечта…

  • Рустем в сентябре 2014 - Тараскон и Пючсерда (Каталония)

    Рустем любил наблюдать за овцами, которые паслись на "длинном лугу", прямо из домика. Вот так. Еще его любимым делом в Тарасконе было…

  • Рустем в сентябре 2014 - Тараскон, Мирамонт, Рабат

    Иногда мы просто гуляли по Тараскону. Здесь мне всегда хорошо, и я просто отдыхаю душой. Надеюсь, и Рустему нравится этот городок. Несколько лет…

  • Рустем в сентябре 2014 - Миглос, Аркизат, Марен-ле-Валь, Акс

    Поскольку Рустем был в Арьеже первый раз, мы решили по возможности посещать знаковые места - пока что не очень далеко от кемпинга. И прежде всего…

  • Рустем в сентябре 2014 - Тулуза и Тараскон

    И вот мы в Тулузе. Первым делом навестили собор Сен-Сернен. До поезда в Пиренеи было еще куча времени, поэтому мы прошлись по Рю де Тор. А…

  • Прощание

    Самое значимое Я пишу эти слова в ТЖВ, которое несется из Бордо в Париж, и настроение у меня не самое радужное. Еще сегодня утром я смотрела,…

  • Старые места

    В этом году практически не получилось поехать из Тараскона куда-нибудь в новые места, зато исходили старые стежки-дорожки Добрых Людей. Да и Рустем…

  • Автостоп

    А с Рустемом, оказыватся, легко путешествовать автостопом. Весной мы купили в Германии такой специальный рюкзак для небольших собачек - его можно и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments