credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. III.Доктринальные топосы. Окончание

Райский сад[1](V.2.3.)

           Даже если (что возможно) катары почерпнули из мировоззрения своей эпохи идею о промежуточном этапе райского сада, где души ожидают конца времен, то следует заметить, что это понятие уходит своими корнями в глубокую древность. Ириней говорит нам:

           Пресвитеры, которые являются учениками апостолов, говорят, что те, которые были вознесены (Енох, Илия), остались там (в райском саду). Для праведных и тех, которые являются носителями Духа, уготован рай. В него был взят апостол Павел, и он услышал там слова, непонятные нашему теперешнему разумению. Праведные останутся там до самого конца времен, вступая в свое непреходящее бытие. {C}[2]{C}

Суд уже состоялся (V.3.1.)

           Официальная позиия Оригена ясно выражена в Peri Archon: «Я считаю, что такой суд уже состоялся ранее» (tale aliquid opinor etiam ante iam factum). {C}[3]{C}.  Цитирует он при этом 2 Тим. 2:20-21.

Ад (V.3.2.)

           Филон уже выражал идею о том, что нет никакого иного Гадеса, кроме жизни на земле. Что касается вечных мук, о которых говорится в Писании, то Ориген тоже предпочитает их аллегорическое значение.

           Цитируя Исайю (4:4 и 47:14) и Малахию (3:3), он признает, что кара, обещанная Ветхим Заветом, не только не является вечным проклятием, но, скорее, освящением, помощью и очищением. {C}[4]{C}

           Когда речь идет о Новом Завете, то там говорится о суде разделения (Лук. 12:46). Это разделение состоит в том, что Дух будет взят у души, что означает, что эта последняя будет вынуждена принять судьбу человеческую. О «тьме внешней» Ориген говорит:

           Я считаю, что под этим следует разуметь не какое-то темное и ничем не освещенное пространство, но состояние существования, погруженного во мрак глубокого невежества, вдали от всякого света разума. И следовало бы задуматься, не означает ли это случаем того, что подобно святым, которые праведным и чистым образом прожили земную жизнь в телах, получат после воскрешения тела славы и света, так и безбожники, которые в этой жизни предпочитают тьму блуждания и ночь невежества, будут одеты после воскрешения в тела темные и черные. А может быть тьмой и мраком следует называть наше нынешнее, преходящее и земное тело, в котором мы должны были бы вновь родиться, под конец этого мира, когда нужно будет перейти к миру новому{C}[5]{C}.

           Вслед за Оригеном понятие вечного ада отвергает Григорий Нисский и его поздний ученик Скот Эриугена{C}[6]{C}.

Уничтожение мира (V.3.3.)

           Валентиниане считали, что укрытый в этом мире огонь пожрет всю материю, а потом сам себя{C}[7]{C}.

           По мнению Оригена, «в конце мира огонь пожрет землю и все элементы» (in fine saeculi terram et omnia elementa ignis ardore decoquenda). {C}[8]{C}

Апокатастазис (V.3.4.)

           Цитируя Рим.8:28 и Ио.17:21, Ориген утверждает, что окончательный Судный День будет состоять в возвращении всех вещей к первому бестелесному творению{C}[9]{C}, что, однако, не исключает нового падения, что может привести к созданию нового чувственного мира{C}[10]{C}.

           Это позволяет решить беспокоящий вопрос о судьбе тех, кто согрешил против Духа, и грех которых кажется на первый взгляд неискупимым:

           Разумеется, не могут получить прощения те, кто достоин был принять Духа Святого, а после такого прекрасного и чудесного союза, вновь вернулись к злу.

           Но все же они достигнут благодати после прошествия «года веков»:

           Когда многие века исполнятся как если бы год веков, и наступит конец этого мира, настанут будущие века, началом которых будет «век грядущего». В этих грядущих веках Бог выявит богатства Своей доброты в милосердии. Таким образом, душа грешника и хулителя Духа Святого будет из-за своего греха задержана на целые земные века, но окончательно вырвется из них неизвестным мне способом в начале будущего века. {C}[11]{C}

           Заметим, что оптимизм Оригена напоминает именно оптимизм катаров, в отличие от гностиков, для которых грех против Духа неискупим{C}[12]{C}.

Умеренное течение (VI.)

           Мотив существования четырех элементов до сотворения мира и вмешательство демиурга (прадва, доброго, nus), фигурирует в шестом сборнике анафем константинопольского Собора (553 год):

           (Если кто утверждает)… что мир при своим рождении имел элементы, более ранние, чем его существование – сухость, влажность, тепло и холод – а также форму, согласно которой он был сотворен, и что это не святейшая и всеединая Троица создала мир, но создал его ум, или как говорят, демиург, существовавший до сотворения мира, и давший бытие миру, да будет проклят! {C}[13]{C}.

           Взгляд, согласно которому Каин является плодом связи Евы и змия, не удивителен, поскольку эта идея принадлежала еще раввинам{C}[14]{C}.

           Сам традуцианизм не содержит в себе ничего оригинального. Тертулиан его решительно поддерживает{C}[15]{C}, а для Оригена это только одна из гипотез, которые еще не были подтверждены авторитетным образом{C}[16]{C}.

{C}


{C}

{C}[1]{C} Речь идет о «земном Раю» (фр. Paradis terrestre) – популярной в Средневековье концепции «зала ожидания», в котором находятся получившие Спасение души до дня Страшного Суда. Этот Райский сад, как повсеместно верилось, находится где-то на земле.

{C}[2]{C} Contra haereses V, 5,1.

{C}[3]{C} De principiis II, 9,8, PG 11, c. 232..

{C}[4]{C} De principiis II, 10,6, PG 11, c. 238..

{C}[5]{C} Ibid., II, 10, 7-8, c.240 Легко усмотреть сходство «разделения» Оригена и «различения» катаров, взятое ими в одних и тех же отрывках Писания.

{C}[6]{C} См.  Jeauneau, op. cit., p. 37.

{C}[7]{C} Irénée, Contra haereses I, 7,1.

{C}[8]{C} In Genesim V, 4, PG 12, c. 191

{C}[9]{C} De principiis III, 6,1, PG 11, ce. 334-335.

{C}[10]{C} Ibid., III, 6,5, PG 11, c. 338

{C}[11]{C} In Johannem II, 79-81, изд . и пер. Blanc, op. cit., pp. 258-259 ; - De orationе 27,15, PG 11, c. 519.

{C}[12]{C} Livre secret de Jean, изд. W. Till, Die gnostischen Schriften des koptischen Papyrus Berolinensis 8502, Berlin 1955, pp. 169 и далее ; - cм. Me L. Wilson, op. cit., p. 72.

{C}[13]{C} Пер. A. Guillaumont, op. cit., p. 145.

{C}[14]{C} См. Turdeanu, op. cit., p. 105 ; - Grant, op. cit., p. 87 ; - J Magne, Origines chrétiennes II, Sacrifice et sacerdoce, Paris 1975, pp. 188-192.

{C}[15]{C} Цит. по Rondet, op. cit., p. 162..

{C}[16]{C} De principiis, I, S, PG 11, ce. 118-119.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments