credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. I. Крещение. Продолжение


1.1.3.4 Церемония.

 

            Иерарх берет Книгу из рук послушника и спрашивает его, желает ли он принять крещение. После его ответа: «Да, на то моя воля, молите за меня Господа, чтобы Он дал мне Свою силу» (L), сопровождающий его «христианин» обращается к иерарху:

 

«Parcite nobis. Добрые христиане, просим вас во имя любви к Господу даровать Добро, полученное от Него, нашему другу, присутствующему здесь».

            Далее, послушник просит о ритуальном Прощении: «Parcite nobis.[1] За все грехи, кои я мог сотворить, или сказать, или помыслить, или совершить, я прошу прощения у Бога, у всех вас и у Церкви» (L). «Христиане» [2] отвечают:

 

От имени Бога, и нашего, и Церкви, пусть грехи будут Вам прощены, а мы станем молить Бога, чтобы простил их Вам (L).

 

            Послушник, стоя, кладет руки на скатерть. (До этого времени он совершал множество коленопреклонений и держал руки, молитвенно сложенными).[3]

            Иерарх берет Книгу и возлагает ее на голову послушника, а присутствующие христиане вновь произносят слова Прощения (parcias), после чего еще три Adoremus. Иерарх говорит на латыни:

 

Отче Святый, прими слугу Твоего в праведности Твоей и ниспошли на него благодать Твою и Духа Святого.

 

            Затем все произносят пять раз Отче Наш, а иерарх громко шестой раз; затем три Adoremus, после чего иерарх говорит или читает по латыни пролог Евангелия от св. Иоанна до слов gratia et veritas per Jesum Christum facta est (1,1-17). Литургия завершается Adoremus, gratia и parcias.

            Описания, почерпнутые из признаний перед тулузской или каркассонской Инквизицией полностью подтверждают этот ритуал как для всего периода расцвета альбигойства, так и, в большинстве своем, остальных территорий его распространения на Юге.

            Можно, таким образом, позволить себе считать некоторые элементы, о которых тогдашние полемисты иногда упоминали, а современные историки неосторожно заимствовали, несущественными или даже несуществующими.

            Прежде всего, речь идет о требовании специального освещения. Только Экберт придает религиозный смысл освещению помещения, в котором происходит церемония: «Говорится о крещении огнем из-за огня свечей, горящих вокруг помещения».

            На самом деле речь идет об аллюзии на Мф. 3,11.

            Нет также церемонии облачения. Само собой, для католиков совершенный – это hereticus vestitus, indutus, pervestitus, что до преследований его узнают по черным одеяниям,[4] что потом он предпочитал одежды темных цветов, как правило, гранатового оттенка,[5] однако, по-видимому, облачение не было связано с consolamentum, и ничто не указывает на его ритуальный характер. Об одной жительнице Лабеседе-Лаурагэ говорилось, что около 1205 г. Она «пребывала с совершенными и носила их одеяния, но все же не была совершенной». [6]

            Абсолютно не стоит доверять тезису о том, что во времена преследований вместо хабита одевали нить или шнур, который совершенный или утешенный носил на теле, под грудью. Эта информация происходит от обособленной группы признаний из региона Альби под конец XIII века, и может быть инспирирована Инквизицией, поскольку оба Ритуала, Ансельм Александрийский и большинство показаний молчат по этому поводу. Это похоже на обвинение в магических практиках, которые пытались «шить» катарам, как позже это имело место в случае с тамплиерами и ведьмами.[7]

            Далее, нет никакого «отречения»  от крещения водой, полученного в младенчестве. Это легендарное abrenuntiatio описано только в заметках Петра-де Во-де Серней и относится к своего рода клеветническим наговорам:

 

Когда кто-нибудь отдается еретикам, то принимающий еретик говорит: «Друг, если хочешь быть одним из нас, то ты должен отречься от всякой веры, которой придерживается Церковь Римская.» - Тот отвечает: «Отрекаюсь от нее». – «Тогда прими Дух Святой от добрых людей!» И дует ему семь раз в лицо после чего вновь спрашивает: «Отрекаешься ли ты от знака креста, который учинил тебе поп при крещении на груди, на плечах и голове, маслом и елеем?»- Он отвечает: «Отрекаюсь.» - Веришь, что эта вода служит твоему спасению?» - Он отвечает: «Не верю.» - «Отрекаешься ли от того венца, который поп возложил тебе на голову при крещении?». – Он отвечает: «Отрекаюсь.»

Таким образом получает он еретическое крещение и отрекается от крещения Церкви. Тогда все кладут ему ладони на голову и целуют его, после чего одевают его в черные одежды. Начиная с этого момента становится он одним из них[8].

 

            Ответом на эту клевету является редакция гомилии из Флорентийского Ритуала, поскольку ее автор защищается от подобных обвинений:

 

Не следует под этим понимать, что вследствие крещения, которое Вы хотите принять, Вы должны отречься от прошлого крещения или от имени христианина, или от какого-либо доброго дела или слов, которые сделали или сказали до сего времени; но Вам нужно понять, что следует принять это святое посвящение Христа как дополнение того, чего Вам не хватало для спасения…[9]

 

            При этом автор данной гомилии далек от признания какой-либо ценности за крещением водой и отрицал сравнение, приводимое Монетой, который ссылался на Первое Послании св. Павла, между потопом Ноя и спасением путем крещения.



[1] После каждого Parcite nobis следовали три коленопреклонения; за каждым из них следовала молитва Benedicite.

[2] В (F) лишь иерарх просит о прощении.

[3] В отличие от consolamentum умирающих, consolamentum совершенных не содержит в имеющихся у нас ритуалах жеста оммажа, когда послушник вкладывает ладони в ладони иерарха. Возможно, подобная церемония происходила раньше. Перед принятием Молитвы послушник уже соответствует «конверсу» либо «облату» католического монашеского чина (Реестр Жоффре д'Абли, f 39 v).

[4] Pierre de Vaux-de Cernay. op.cit., p.14: qui dicebantur perfecti nigrum habitum preferabant. .

[5] См. реестры Жака Фурнье, Жоффре д'Абли и приговоры Бернарда Ги, passim.

[6] Рук. 609 Тулуза, fo 120 ro.

[7] Рук. Лат. 11847 B.N.Paris, ed. Davis, Inquisition at Albi, New-York 1948, passim; - Приговоры Бернарда Ги, изд. Limborch, Historia Inquisitionis, Amsterdam 1692, p.149: hereticus tradidit sibi filium subtile quo pro heresy cingeretur. Бернард Ги не вспоминает об этой информации, хотя речь идет об одном из его приговоров в описании consolamentum в его Учебнике.

[8] Op.cit. t. I, p.19-20. В «Споре Изарна и Сикарда де Фигейрас» автор неоднократно упрекает еретика в отречении от веры и крещения, но здесь трудно усмотреть следы какого-либо церемониала – Ed. Meyer. Le debat d’Izarn et de Sicard de Figueiras в Annuaire-Bulletin de la Societe d’Histoire de France, 1879, p.256: …ben as Dieu escarnit, Ta fe e ton baptisme renegat e guerpit….

[9]Ритуал, изд. Dondaine,  Le liber, op.cit.  p.160. Донден видит в этом лицемерие и «грустное лукавство средневекового манихейства». На самом деле здесь, скорее, проглядывает осознание  привязанности верных к уважаемому семейному миру. «Пьер Маури плодит себе немало кумовьев, говорил Белибаст (XIV век), но это служит немногому. Быть крестным отцом (comparentates) не дает ничего, кроме завязывания дружбы». (J. Fournier, III, p.209); - Moneta, op.cit., p.282.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Список всех ссылок

    Анн Бренон. Катарский словарик. Предисловие. Анн Бренон. Катарский словарик.Хронология Анн Бренон. Катарский словарик. Буква А. Анн Бренон.…

  • В ожидании. Пятидесятница

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, … (вы) говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в…

  • Праздник ли Вознесение?

    «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments