В начале месяца мы решили сделать вылазку в соседнюю Тернопольскую область, в городок Кременец. Вроде бы, недалеко, а все совсем другое. Начиная с белесых меловых почв и до необычной архитектуры церквей.
В этнографическом плане это уже не моя родная Галичина, а Волынь. Поэтому там можно встретить такие вот «холерные кресты»
Львов, находившийся на то время в составе Австро-Венгрии, наверное, эта эпидемия миновала, а Кременец в составе Российской затронула. Но тогда, в июне 2008 года, мы имели свою болезнь. Берта простудилась и очень кашляла. Мы тогда жили в маленьком, но приличном отельчике у городского базара. Надеялись, что летнее солнышко выгреет нашу собачку, поэтому водили ее часто по солнцепеку. Но ничего не помогало. Больная Берта
В конце концов, решились довериться местному ветеринару. Тот признался, что он в основном лечит тут коз, а такса у него на приеме впервые за всю его практику. Он сделал Берте укол и прописал еще таблетки. И – о чудо! – страшный кашель как рукой сняло. Дальше мы могли наслаждаться пребыванием в Кременце без тревог.
Кременец, как и уже описанный мною Острог, тоже входит в список «must see» в Украине. Раньше, до того как он вошел в состав Раши, город называли «Волынскими Афинами». Его замок выдержал осаду: венгерского короля Андрея Второго (1226), хана Батыя (1241), Куремса (1255). По германскому обычаю, город находится внизу, у подножия горы Боны, а на верхушке расположился замок. Поэтому, если вскарабкаться на эту горку, то виды открываются просто сногсшибательные.
Гора Бона – это часть более обширных Кременецких гор. Можно было гулять по хребту и любоваться панорамой Кременца.
Но главное, ради чего мы и приехали в Кременец, был замок. С 2011 года местные власти взялись за реставрацию своей основной достопримечательности, но тогда он лежал в руинах. Живописных руинах.
Для Берты это место тоже представляло интерес. Было где побегать по травке. На место пикников приходили крысы и дикие хорьки или лисы из ближнего леса. Их следы волновали Берту не меньше, чем нас – руины замка и его история. Кстати, об истории.
Выдержав многочисленные осады в первой половине 13 века, в 1261 году свой замок в Кременце разрушил по приказу Бурундая князь Василько. Но когда монголы ушли, замок вновь был отстроен волынско-литовскими князьями Любартом, Витовтом и Свидрыгайлом. В 15 столетии это вновь была неприступная крепость. Когда у Сигизмунда Старого умерла первая жена, Барбара Запольская, он женился на дочери миланского герцога Джан Галеацца Сфорца и Изабеллы Арагонской – Боне Сфорца д’Арагона.
В качестве свадебного подарка новой королеве Польши были принесены замки Бар (в Винницкой области), Рогачов (около Гомеля, Беларусь), Торгановичи (Львовская область), Сянок (Подкарпатское воеводство, Польза) и Кременец. Последний дар Боне очень понравился. Она приказала перестроить средневековую твердыню в стиле ренессансного палаццо. Это случилось в 1569 году. Королева также жертвовала большие средства на развитие города. Наверное, поэтому гора, на которой располагается замок, называется теперь Бона. А в руины превратил крепость в 1648 году (после 6-недельной осады) Максим Кривонос со своими казацкими войсками. После этого замок уже не отстраивался и постепенно пришел в упадок.
Обо всем этом мы читали, сидя под вековыми стенами.
В замок мы наведывались часто. Фотографировались…
Гуляли по заросшим тропинкам у стен...
Чтобы уважить Берту, мы также гуляли по зеленым холмам, поросшим сосновыми лесами
Или лугами...
В общем, на лоне природы...
Естественно, часто бывали мы и в самом Кременце, городе у подножия горы Боны. Меня там впечатлил иезуитский коллегиум (деньги на него дала королева Бона)
А также старое заброшенное кладбище
Кстати, Берте оно тоже очень понравилось: белки, ежики и прочая живность были в наличии.