credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. III. Доктринальные топосы/ Дуализм

Дуализм (II)

           Если мы забудем о том, что тысячу лет богомило-катаризм отождествлялся с манихейством, то сможем, без всякой парадоксальности, сказать, что онтологический дуализм является, в сущности, одной из наименее характерных черт катаризма.

           В монистической схеме позднего иудаизма и иудео-христианства Бог окружен двумя помощниками, одного с левой (или северной) стороны, отвечающего за зло, за отмеривание справедливости и наказания, а с правой стороны другого, отвечающего за добро и за творение[1]{C}.

           Схема «умеренных» катаров, болгар, Interrogatio, состоит в том, что одно из этих существ было ответственно за зло на протяжении семи тысячелетий после своего бунта. В схеме «радикальных» катаров часть божественных созданий «пала» в ничто. Алгебраически мы все еще имеем дело с чистым монизмом. На самом деле, это ничто сильно объективировано.

          Но самым важным является то, что эти две кажущиеся противоречивыми схемы принадлежат одной и той же религии. Эти вариации на онтологическую тему являются на самом деле играми с экзегезой, а именно, как в случае Джованни де Луджио, упражнениями в схоластике.

           Единство доктрины достигается и на уровне космогонии, творения. Бог не является непосредственным творцом материального мира.

Теология благого Начала (II.1.1)

           Абсолютно истинный, праведный и неизменный характер Бога, в отличие от мира вещей, познаваемых рассудком, упоминается, конечно, у всех древних мыслителей, которые находились под влиянием платонизма.

           Как пример, ведь речь идет об экзегетике Нового Завета, мы можем привести взгляды Оригена в его Комментарии к святому Иоанну:

           Христос, свет мира, является, в таком случае, истинным светом, в отличие от материального света. Ведь ничто материальное не является истинным. {C}[2]{C}

           Сходным образом высказывается и Григорий Нисский:

           Ни одна познаваемая умом вещь не существует на самом деле, за исключением трансцедентного Бытия, на котором основан весь мир. Бытие действительно истинное только то, которое остается неизменным…{C}[3]{C}

           Идея, согласно с которой Бог является благим по определению (Deus-bonitas у катаров), высказывается также и Оригеном, для которого даже Сын является только «образом» наивысшего блага{C}[4]{C}.

Теология злого Начала (II.1.2)

           Эта тройная характеристика – зло, демиург и бог Ветхого Завета – позволяет отодвинуть в сторону множество прежних поспешных сравнений. Манихейская система была полностью иной, как это заметил св. Августин{C}[5]{C}

           В карфагенском порту выставили на продажу книгу анонимного автора. Ее читали, а люди толпились вокруг, чтобы слушать «с интересом и опасной охотой». Книга эта «выражала ненависть к богу создателю мира», а ее фрагменты, которые цитирует Августин, выдержаны в том же духе, что и «антитезы» Маркиона{C}[6]{C}, Симона из Гомилий Клементинских{C}[7]{C}, манихеев{C}[8]{C} и наших катаров. Августин приписывает авторство этой книги какому-то маркионисту или «члену какой-то мало известной христианам секты». {C}[9]{C}

           Однако из цитат следует, и Августин говорит об этом в своих Retractationes{C}[10]{C}, что, согласно этой неизвестной книге, бог Ветхого Завета был «худшим дьяволом»» (pessimus daemon), а это определение не очень подходит справедливому Богу Маркиона.

           Следует помнить, что ни одна из ересей античности не дала настолько обширный список «антитезисов» между Ветхим и Новым Заветом, как катары, и ни один из этих списков не является идентичным в достаточно типичной мере, чтобы подтвердить возможную преемственность. Эту идею катары могли почерпнуть у произвольной дуалистической школы, а остальное было делом их герменевтики, при содействии четвертого Евангелия.

           Имя этого зловещего существа, Сатанаил – Самаэль у описанных византийцами богомилов{C}[11]{C} - или Люцибель, не отражает собственно еретических традиций.

           Первое из имен относится к ортодоксальному иудаизму, второе – к западноевропейской литературной моде неизвестного происхождения. Хотя у Рауля из Коггшелла и Гильома из Нанжис{C}[12]{C} оно и связано с катаризмом, но, в конце концов, используется только катарами и лангедокскими бегинами{C}[13]{C}, то его также можно отыскать в не-гетеродоксальных трудах, таких как Роман об Александре, Флуар и Бланшфлор, Взятие Памплоны и Виолетта (Люциабель, Люссабиакс и т.п.), и это до самых времен Маро (XVI век); а в Испании до XIX века (Зоррилла, Люзбел), или, наконец, в Португалии (Люсбел) {C}[14]{C}.

           Титул сына, или херувима, почерпнутый из Иезекииля (28:12), где говорится о падении короля Тира, миссия управления миром тоже не являются специфическими чертами. О них говорили уже Тациан, Тертулиан, Лактанций, Григорий Нисский и святой Григорий{C}[15]{C}.

{C}


{C}

{C}[1]{C} По поводу иудаизма см. De Deo Филона, где невыразимое Бытие окружают с двух сторон две силы: Бог создатель (theos) и Господь (Kurios)справедливый и карающий. (М.Harl, Cosmologie grecque et representations juives dans l’oeuvre de Philon d’Alexandrie, в Colloqбes nationaux du Centre National de la Recherche Scientifique (Лион, 11-15 сентября 1966), Париж, 1967, р. 193. По поводу Каббалы см. S. Shahar, op.cit.supra, p. 359, cтр. 241. В Гомилиях Клементинских: «Разграничив два царства, Бог образовал две территории. Он решил дать Злому этот мир, поскольку он небольшой и быстротечный, а Доброму обещал сохранить мир будущего, потому что он велик и вечен» (Пер. A. Siouville, Париж, 1933, р. 365). Именно это является темой Interrogatio Johannis

{C}[2]{C} Изд. и пер. C. Blanc (Sources chrétiennes n° 120, Paris 1966, p. 142, и см. p. 114, n. 2..

{C}[3]{C} Vie de Moïse, PG 44, c. 333, цит. по J. Daniélou, Platonisme et théologie mystique, Essai sur la doctrine spirituelle de saint Grégoire de Nysse, Paris 1944, p. 35.

{C}[4]{C} De Principiis, изд. Koetschau Leipzig 1913, p. 47, выдержки из Иеронима, Ep. ad Avitum, PL 22, c. 1060.

{C}[5]{C} Contra adversarium Legis et Prophetarum: Манихеи, несмотря на то, что не признают Книгу Бытия и против нее клевещут, признают однако, что мир создал добрый бог, но из субстанции другой природы. Изд. Bened., t.VIII., p.849.

{C}[6]{C} См. Harnack, Marcion, Darmstadt 1960, pp. 74 и далее.

{C}[7]{C} Op. cit. supra, pp. 334 и далее.

{C}[8]{C} Augustin, Contra Adimantum, Acta Archelai, e t c .

{C}[9]{C} Contra adversarium..., ibid.

{C}[10]{C} Ibid, рр..847-848..

{C}[11]{C} См. H-C. Puech, Le Traite…, op.cit., p.189. Притча 3 , которая, вероятно, считается заимствованной из Вознесения Исайи. Однако с равной степенью вероятности можно было бы предположить Книгу Еноха, подобно как и контекст раннего славянского христианства.

{C}[12]{C} Цит. по Borst, op. cit., p. 152, n. 3.

{C}[13]{C} Lucifer qui ante, dum erat in celo, Lucibel vocabatur : показания пастуха Жана Маури (начало XIV века, J. Fournier II, pp. 492-510 ; - Показания 1244 « Кастельсарацен, Doat XXII, f"> 12 v" ; - По поводу бегинов, (Монпелье, начало XIV века.,

Doat XXVII ff»» 58 v°, 59 r", 62 v».т. 3.

{C}[14]{C} См. Годфруа и другие словари.

{C}[15]{C} Tatien, Discours aux grecs, изд. Puech, p. 117 ; - Тертуллиан и Лактанций цитируются по J. Turmel, Histoire du diable, Paris 1931, pp. 14-15 ; - Григорий Нисский, Grande catéchèse, PG 45, c. 28 ; - Св. Григорий цит. по Turmel, ibid..

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments