credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Историческая преемственность. Мессалиане

II.4. МЕССАЛИАНЕ

           Византийские авторы, как мы уже видели это на примере Анны Комниной, описывая начала богомильства, часто связывали мессалиан с павликианами. Но если павликиане были существами из плоти и крови, то ничто ни в Догматическом паноплионе Евфимия Зигабена, ни в труде Пселла[1]{C} не позволяет судить, что на самом деле существовала секта, которая старалась возродить старинную сирийскую ересь или которая происходила от нее.

        Все, что можно сказать по этому поводу, так это то, что они слыхали от Епифания или Теодорета, как некоторых их современников критиковали за карикатурно монашеский способ жизни, за то, что они углублялись в молитву до экстаза, прежде всего, занимаясь изгнанием демонов и стремясь воссоединиться со своими ангелами-хранителями. Временами такое поведение они могли заметить и у настоящих монахов, таких, как ученики Константина Хризомаллоса, или тех, кого позже назвали иссихастами.

           Сравнение с мистическими формами богомильства, по крайней мере, на территории Византии, имело под собой определенные основания. Но все же, кажется, что использование термина «мессалиане» по отношению к «богомилам» в той же мере было неуместно, как и в термин «ариане», которым награждали в тот же период катаров.

II.5. ИУДАИЗМ, ИСЛАМ, МАНИХЕЙСТВО, МАНДЕИЗМ

           В религиозных предписаниях катаров мы явно имеем дело с легализмом в узком смысле слова, с материалистической концепцией религиозной чистоты, которая сильно контрастирует с ее радикальным спиритуализмом, что наводит на мысль о связи с семитскими религиями.

           Можно также вспомнить сильное движение прозелитизма, которое привело к обращению в иудаизм хазар и оказало влияние на болгар.

           Особенно подчеркивается гностическое содержание Кабалы, той, которая была написана, упорядочена и которая использовалась на Юге Франции или в Лионе в XII и XIII веках, особенно книги Зохар и Бахир{C}[2]{C}. В случае последнего труда можно даже найти более точные совпадения{C}[3]{C}.

           Однако, несмотря на почти непреодолимые трудности в определении хронологии, с которыми сталкиваются специалисты, нельзя тут увидеть ничего больше, чем случайные совпадения или, максимум, некоторые заимствования. Ни иудаизм не лежит в началах катаризма – христианской религии, ни катаризм не является предтечей Кабалы - метафизических исканий раввинов.

           Искали даже сходство в устремлениях и особенно в преследованиях между катаризмом и суфизмом{C}[4]{C}. Такое сравнение может быть позволено только в том случае, когда мы сведем катаризм исключительно к аскезе и туманной спириуальности.

           Зато манихейство всегда помещалось у истоков средневековых дуалистических движений и часто влияло на их противников, когда они описывали ереси или клеветали на них. Сходство имеется, и его случаи многочисленны и различны, особенно в африканском манихействе, более строгом и явно более «христианском», чем азиатское манихейство.

           Но и здесь, подобно как в случае остальных ветвей, выросших из корня иудаизма, религии Книги и Пророка, окончательный ответ должен быть отрицательным. Катаризм не является ни иудаизмом без Моисея и Торы, ни Исламом без Магомета и Корана, ни манихейством без Мани и его книг. А-Ш. Пюэш со всем своим авторитетом, которым он пользуется в этой области, считает «маловероятным» найти начала катаризма в аутентичном манихействе{C}[5]{C}.

           Действительно, проще представить себе спонтанное возникновение катаризма в определенное время, чем развитие манихейства в жесткую новозаветную форму с отбрасыванием большинства его мистических верований.

           Еще более несостоятельными были бы поиски возможного влияния со строны зерванизма или буддизма. Тогда следовало бы все отбросить, все создать наново, а в результате получить почти ортодоксальное христианство, в котором сентиментальный дуализм четвертого Евангелия перешел бы в онтологический дуализм.

           Мандеизм был последним семитским верованием, которое расцвело в эпоху появления первых богомилов и катаров. Безосновательность возможных сравнений можно легко оценить, когда мы увидим следующее. С одной стороны, всеобщее Спасение достигаемое исключительно путем единого обряда крещения, который может возобновляться, дуализм, отсутствие сакрального значения причастия, в мандаизме имеют полные аналоги в катаризме{C}[6]{C}. С другой стороны, мандеи не признавали целибат, они основывались на Иоанне Крестителе, Христа считали кем-то вроде антихриста и т.д.

           Итак, следует предположить либо спонтанное возникновение катаризма, либо его развитие и преемственность. И то, и другое требует индифицирования специфических для катаризма тем и их систематизации. Только это позволило бы, если это вообще возможно, датировать их с помощью сравнения с близкими им спиритуальными течениями, которые появились раньше.

{C}


{C}

{C}[1]{C} PG 122 и 130.

{C}[2]{C} См. G. Scholem, Ursprung und Anfange der Kabbala, Berlin 1962. Пер. J. I.oewenson, Les origines de la Kabbale, Paris 1966.

{C}[3]{C} S. Shalhar, Le catharisme et le début de la Cabale, в Annales Economies, Sociétés, Civilisations, 29й вып., Париж 1974, pp. 1185-1210.

{C}[4]{C} См. По этому поводу L, Coulon,Khouan-es-Sefa, les Frères de la Pureté, в Cahiers d'Etudes cathares, n* 7 Arques 1950, pp. 148-156 ; n° 11, Arques 1952, pp. 136-144 ; - H. Corbin, Trois entretiens sur l'Histoire spirituelle de l'Iran, в Cahiers d'Etudes cathares, n* 32, Arques 1957-1958, pp. 243-252 ; - n" 33, Arques 1958, pp. 9-18.

[5]{C} Catharisme médiéval et Bogomilisme, в Oriente ed Occidente nei medio vo, Converno di scienze morali, storiche e filologiche 1956, Accademia Nazionale dei Lincei, Atti dei Convegni 12, Rome 1957, p. 88.

{C}[6]{C} То, что катары якобы уделяли крещение мертвым, является ошибкой Рейтценштайна (op.cit., s. 34, 44, p.84), впрочем, единственного, как признает Loisy (A.Loisy, Le Mandeisme, Париж, 1934, с.128).

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments