credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Историческая преемственность. Павликиане

II.3. ПАВЛИКИАНЕ

           С самого начала исторических исследований в этой области царит всеобщее согласие по поводу того, где следует искать начала средневекового дуализма - у павликиан и месалиан. Труды последних десятилетий касательно связей между богомильством и катаризмом, сталкиваясь с проблемой «абсолютного» дуализма, а также с тайной драговицкой школы, видели в павликианах единственное решение проблемы. Поскольку были павликиане в Филипополисе (Пловдиве), почему бы не разместить там Драговицу, чтобы снять вопрос?

II.3. 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ИСТОЧНИКИ

           Когда греки заметили появление первых признаков богомильства, его дуализм подтолкнул их к естественному сравнению его с манихейством. Слово это, однако, было для них синонимом павликиан.  Анна Комнина описывает появление первых богомилов такими словами:

           Поднялась огромная туча еретиков. Образ этой ереси был нов, полностью неизвестен до этой поры в Церкви. На самом деле, соединились две исключительно пагубные и примитивные доктрины, известные в древности: безбожность, если можно так сказать, манихеев, которые назывались также павликианской ересью, и никчемность месалиан. Вот доктрина богомилов – смеси месалианства и манихейства [1].

           Перед этим Анна привела дополнительные подробности об этих последних, описывая город Филипополис:

           Претерпел он также и потому, что населяло его множество безбожников. Ведь населяли его как армяне, так и упомянутые выше богомилы… и также безбожные павликиане, отрубленная ветвь от секты манихеев… Эти ученики Мани, Павла и Иоанна, сыновей Калиники, которые не останавливались перед кровопролитием и отличались варварскими обычаями и жестокостью, были побеждены в войне этим славным басилевсом Иоанном Цимисхием (969-976). Он привел их как пленных из Азии и депортировал их из земель, населенных халибитами и армянами, до самой Фракии. Он заставил их поселиться в окрестностях Филипополиса… Поскольку все жители Филипополиса были манихейцами, за исключением небольшой горстки, они угнетали христиан, грабили их добро, и не обращали внимания на посланников басилевса[2]

           Потом Анна описывает обращение Алексеем именитых павликиан.

           Но эта ассимиляция на самом деле произошла в предыдущем столетии. Итак, некий Петр из Сицилии, отправленный в качестве посла в Тефрик, столицу павликиан после их победы над Византией, чтобы он там вел переговоры об обмене пленными в 869 году, писал архиепископу Болгарии:

           Я слыхал, как безбожники те оглашали глупо, что они планируют выслать своих сторонников в Болгарию, чтобы там оторвать некоторых людей от православной веры и вовлечь в свою отвратительную ересь. Свою самоуверенность они черпают из того, что проповедование Божьей веры там только начинается…[3]

           В конце концов, ученые, как мы знаем, предложили отождествить слово «павликиане» со словом «попликане», общим для катаров, согласно обычаев северной Франции и для жителей Филипополиса, согласно Виллехардоуину.

           Павликиане, из-за своей особой религии, а также политической и военной деятельности, являлись четко очерченной этнической общностью, по крайней мере, с VII века. По их поводу мы обладаем армянскими, арабскими, византийскими и даже латинскими источниками, поскольку крестоносцы встречали павликиан в рядах сарацин. Проблемами, которые дают нам эти источники, занимались лучшие европейские эрудиты: Conybeare, Runciman, Gregoire. Непревзойденная публикация греческих источников коллективом профессора Поля Лемерля и его критические заметки позволяют сократить это описание. Ведь Лемерль имел доступ к трудам Р-M.Бартикяна[4] и Н.Гарсояна[5], посвященным армянским источникам.

           Теперь можно, несмотря на все произвольные выводы, которыми мы располагаем, подвести итог того, в каком состоянии находится изучение проблемы.

           Армянские источники не очень достоверны и их трудно датировать. Можно попытаться счесть тондракитов (начиная с XI века) павликианами, но этого не позволяет сделать диспут Ключ Правды, труд, найденный в XIX веке и опубликованный Conybeare[6]. Но ясно одно: среди обвиняемых сектантов, армяне подтвердили только наличие несториан, адобционистов, или последователей Павла Самосатского, но никак не дуалистов.

           Греческие источники отсылают нас к единственному документу, историческому очерку авторства Петра Сицилийского, который сохранился только в одной рукописи в Ватиканской Библиотеке, и его частично переписывали поочередно Фотий, Георгий Монах и, наконец, Евфимий Зигабен, который переписал это у Фотия.

II.3. 2. ДОГМАТИКА

           Павликиане, согласно Петру Сицилийскому, принимают только Новый Завет, исключая Апокалипсис и Послания Петра. Также они хранят писания своего пророка Сергия (ок. 800-835).

           Они верят в два начала, двух богов и в два творения.

           Они являются докетистами. Дева Мария не дала ничего Христу, который пришел с неба в своем теле. После него она имела других детей. «Матерью Божьей» они называют небесный Иерусалим (Гал. 4:26).

           Они отвергают культ распятия, крещение и причастие.




[1] Alexiade, изд. Loeb t. III, Paris 1945, pp. 218-219.

[2] Ibid., pp.179-180.

[3] Пер.. J. Gouillard, Les sources grecques pour l'histoire des Pauliciens d'Asie Mineure, в Travaux et Mémoires du Centre de Recherche d'Histoire et Civilisation byzantines, t. 4, Paris 1970, p. 8.

[4] Источники для изучения истории павликианского движения, Ереван, 1961.

[5] The Paulician heresy, La Haye-Paris 1967.

[6] The Key of Truth, A manual of the Paulician Church of Armenia, Oxford 1898. Перевод K. Ter Mkrttschian, автора классического труда Die Paulikianer im byzantinischen Kaiserreiche, und verwandte ketzerische Erscheinungen in Arménien, Leipzig 1893.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments