Интересны подробности, приведенные Торквемадой, относительно consolamentum и melioramentum.
Ритуал (obrednik) Радослава из Музея Борджия в Риме, посвященный боснийскому kralju Степану Томасу из Боснии (1443-1461) [1]{C}, дал нам элементы ритуальной молитвы, которые находятся в абсолютном согласии с ритуалами западноевропейского катаризма.
Письмо кардинала Иоанна Стойковича из Рагузы от 5 октября 1433 года описывает иерархию:
Патарены из королевства Босния описываются термином «монахи» самими боснийцами, тогда как согласно с правдой, их следовало бы называть лишенными веры, святынь и обрядов. Первый среди них называется дьедом, второй – гостом, третий – старачем, а четвертый – стойничим. Вот эти четверо посвященных (maiores) Боснии в ереси и неверности. [2]
Эти звания чужды паулинской иерархии: djed = дед, gost = гость, starac = старший, стойник = ректор или игумен. Мы можем без труда допустить следующее равенство: djed = епископ, gost = диакон, starac = старший. При царствовании бана Стефана II Котроманича (1312-1353) упоминается veliki gost, старший диакон, сан которого может быть аналогом Старшего Сына в странах Западной Европы. Вот так сложилось, что в этот период – как мы уже об этом упоминали – остатки Церкви Лангедока и Ломбардии были руководимы «старшим диаконом», жившим на Сицилии.
Если трудно установить, кем были стройники, следует вспомнить, что в то время, как западноевропейская катарская Церковь действовала в подполье и замыкалась в монашеской общине, то в Боснийской Церкви, которая была официальной, возможно, требовалось какое-то количество клириков исключительно для нужд верующих. Наилучшим соответствием этого сана мог бы быть «ректор» (кюре) {C}[3]{C}.
Титул djed, очевидно, впервые появляется в анафеме, которая находится в Синодальных Книгах царя Борила (1211) против «Петра из Каппадокии, dеdici из Средеча» (Сардика, София), который был в то время главой Болгарской Церкви. Возможно, речь идет о том самом Petracus из De Heresi catharorum in Lombardia. {C}[4]{C} Таким образом, житель Константинополя Ницетас, в котором люди Юга Франции видели Папу (papa), мог быть в равной степени «дедом» - pappos или pappas – djedem той институции, которую Саккони называет «греческой Церковью Константинополя».
Церковь Боснии, находящаяся на стыке катаризма и богомильства, полностью подтверждает свое тождество, а неясность, касающаяся ее происхождения, только является дополнительным доказательством этого.
{C}
{C}[1]{C} См. Supra., p.185.
{C}[2]{C} Изд. N. Jorga, Notes et extraits pour servir à l'histoire des croisades au XV' siècle, s. II, t. III. Paris, 1899, p. 318 ; Mandic, p. 215, n. 220.
{C}[3]{C} См. Mandic, рp. 209 и далее.
{C}[4]{C} Vaillant-Puech, op. cit., p. 346 ; -Изд. Dondaine, La hiérarchie... I, op. cit., p. 306.