credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Историческая преемственность. Боснийские христиане. Обряды

II.2.3. ОБРЯДЫ И ЦЕРКОВЬ

           Интересны подробности, приведенные Торквемадой, относительно consolamentum и melioramentum.

           Ритуал (obrednik) Радослава из Музея Борджия в Риме, посвященный боснийскому kralju Степану Томасу из Боснии (1443-1461) [1]{C}, дал нам элементы ритуальной молитвы, которые находятся в абсолютном согласии с ритуалами западноевропейского катаризма.

           Письмо кардинала Иоанна Стойковича из Рагузы от 5 октября 1433 года описывает иерархию:

         Патарены из королевства Босния описываются термином «монахи» самими боснийцами, тогда как согласно с правдой, их следовало бы называть лишенными веры, святынь и обрядов. Первый среди них называется дьедом, второй – гостом, третий – старачем, а четвертый – стойничим. Вот эти четверо посвященных (maiores) Боснии в ереси и неверности. [2]

           Эти звания чужды паулинской иерархии: djed = дед, gost = гость, starac = старший, стойник = ректор или игумен. Мы можем без труда допустить следующее равенство: djed = епископ, gost = диакон, starac = старший. При царствовании бана Стефана II Котроманича (1312-1353) упоминается veliki gost, старший диакон, сан которого может быть аналогом Старшего Сына в странах Западной Европы. Вот так сложилось, что в этот период – как мы уже об этом упоминали – остатки Церкви Лангедока и Ломбардии были руководимы «старшим диаконом», жившим на Сицилии.

           Если трудно установить, кем были стройники, следует вспомнить, что в то время, как западноевропейская катарская Церковь действовала в подполье и замыкалась в монашеской общине, то в Боснийской Церкви, которая была официальной, возможно, требовалось какое-то количество клириков исключительно для нужд верующих. Наилучшим соответствием этого сана мог бы быть «ректор» (кюре) {C}[3]{C}.

           Титул djed, очевидно, впервые появляется в анафеме, которая находится в Синодальных Книгах царя Борила (1211) против «Петра из Каппадокии, dеdici из Средеча» (Сардика, София), который был в то время главой Болгарской Церкви. Возможно, речь идет о том самом Petracus из De Heresi catharorum in Lombardia. {C}[4]{C} Таким образом, житель Константинополя Ницетас, в котором люди Юга Франции видели Папу (papa), мог быть в равной степени «дедом» - pappos или pappas djedem той институции, которую Саккони называет «греческой Церковью Константинополя».

           Церковь Боснии, находящаяся на стыке катаризма и богомильства, полностью подтверждает свое тождество, а неясность, касающаяся ее происхождения, только является дополнительным доказательством этого.

{C}


{C}

{C}[1]{C} См. Supra., p.185.

{C}[2]{C} Изд. N. Jorga, Notes et extraits pour servir à l'histoire des croisades au XV' siècle, s. II, t. III. Paris, 1899, p. 318 ; Mandic, p. 215, n. 220.

{C}[3]{C} См. Mandic, рp. 209 и далее.

{C}[4]{C} Vaillant-Puech, op. cit., p. 346 ; -Изд. Dondaine, La hiérarchie... I, op. cit., p. 306.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments