credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

И снова зима. Берта зимой 2007-2008. Львов и окрестности

 Теперь, когда наступает пятая годовщина ее смерти, я думаю о том, как же я не люблю зиму. Но когда-то это было не так.

Когда мы в тот год приехали домой, во Львове уже наступила глубокая осень. Климат у нас и так не ахти, но период со второй половины октября и до конца ноября – это что-то особенное. На Галичине бытует шутка: «Когда дождь шел сорок дней, иудеи назвали это Великим Потопом. А во Львове это называется осенью». В такие дни «хозяин собаку из дома не выгонит», вот и Берта выходила во двор только по нужде. Большинство свободного от работы времени я с Бертой проводила вот так. Смотрели телевизор, пили кофе, без которого при низком давлении никак.

Но началась зима, и выпал первый снег. Мы стали делать несмелые вылазки по окрестностям. Берта искала под снегом и перепрелыми листьями еще не впавших в спячку мышей.

А когда снежный покров устоялся (это где-то под Новый Год), мы решились на «большое путешествие». Большое – громко сказано: отъехали мы от Львова какие-то тридцать километров. Районный центр Жовква как населенный пункт был известен с 1368 года, то есть на добрых сто лет она младше Львова. А статус города Жовква вообще получила в 1603 году. Поэтому весь облик центра очень барочный. Лётчик Нестеров совершил в небе над Жовквой первую в истории полетов мертвую петлю, отчего в советское время город назвали его именем, а при въезде поставили уродливую стелу из бляхи, символизирующую эту самую мертвую петлю. С падением Совка Жовкве вернули ее имя, а бляху местные жители сдали на металлолом. А вот барочная центральная площадь осталась.

Но, по правде говоря, больше в Жовкве тогда нечего было смотреть. Это сейчас там провели раскопки. А потому мы сели в местную маршрутку и отправились к главной достопримечательности Жовковского района – Креховскому монастырю.



Его история начинается с этого места:


Как говорят историки, в 1590-х годах в лес, находящийся в 12 километрах от Жовквы, пришли монахи Киево-Печерской Лавры Йоил и Сильвестр и прорубили в этой скале кельи. Долгое время они жили там, и слава об их святой жизни ширилась в народе. Иноков становилось больше. Эта и соседние скалы были прорыты лабиринтом келий. Но позже магнат Станислав Жолкевский (в чье владение входила Жовква) дал братии денег для постройки «настоящего» монастыря, в километре от пещер. И сребролюбие овладело иноками: они оставили пещеры и переселились в более комфортные условия. А эти скалы остались. Берта, одетая в дождевик, бегала по лабиринтам внутри скал и вылезала на поверхность, как пещерный дракон.



Креховский монастырь располагается в очень красивой местности - на Россточье. Я уже где-то писала о нем: невысокий хребет, предгорье Карпат, поросший лиственными, точнее, буковыми лесами. Россточьем хребет называется потому, что половина дождевой воды, наддающей на него, попадает в Западный Буг, то есть в Балтийское море, а другая половина – в Днестр, то есть в Черное море. Для туриста, далекого от географии, Россточье интересно видами. Хребет сам по себе невысокий, но с него вся Галичина как на ладони. И даже в январе красиво.

Нельзя было не побывать на территории современного монастыря, считающегося у суеверных людей до фига святым местом. Там хранятся греко-католические иконы, якобы исцеляющие недуги, поэтому по выходным и религиозным праздникам там полно паломников. Но эти люди забывают, что монастырь был крупным рабовладельцем: ему принадлежали села Скварява, Чайкова Вулька, Кунин и Воля Кунинська с крепостными. Какая уж тут святость! Вот еще информация , касающаяся и русской истории:

С 1660-х гг. при поддержке короля Михаила Вишневецкого монастырь был окружен большими крепостными стенами, которые замыкали четыре высокие башни. За этими стенами не раз укрывались люди, особенно во время нападений татар. В ходе осады 1672 г. монастырь защищал молодой Иван Мазепа. Несколько раз в 1698 г. приезжал в монастырь Петр I, когда он заключал в Жовкве и Раве-Руськой договор с королем Августом II о союзных действиях против шведов в будущей Северной войне.

Когда монастырь стал василианским (это религиозный орден у греко-католиков), деревянные постройки сменились каменными. Это произошло в начале 18 века, и с тех пор обитель сохраняет свой вид.

Это видно частный сад обители. А это – уже ее двор, среди многочисленных церквей.

Вернувшись домой, уставшая Берта долго отсыпалась в компании подружки Ксюши.

Tags: Солнце мое черное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments