credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Преемственность. Источники из других стран. Выводы

II.1.4.5. Выводы

            Того, что мы можем вынести из сравнения учений Запада и Востока, недостаточно для формирования ясной картины. Однако мы можем составить определенный список очень осторожных выводов, по крайней мере, в негативной форме:
·         Нельзя сказать, что западный оригенистический дуализм (не считая школы Конкореццо) был привезен Никитой в Сан-Фелис де Лаурагэ в 1167 году.
·         Нельзя сказать, что раскол, разделивший затем катарскую среду и который склонил некоторых ломбардцев к принятию хиротонии от болгар, был вызван доктринальными вопросами. Наоборот, известно, что причиной его были проблемы, касающиеся личных заслуг иерархии.
·       
Нельзя сказать, что на Западе до конца XII века был известен дуализм болгарского толка, поскольку это болгарская иерархия, к которой обратилась школа Конкореццо за возложением рук, передала ей Interrogatio Johannis.
·         Тезисы А, В и С, делящие богомильско-катарский мир на три лагеря, появились только в середине XIII столетия в ограниченной среде. Эти тезисы опираются на исторически подтвержденный факт о делении Ломбардии на три конкурирующие епископства в конце XII века.
·         Терминология «два начала – одно начало» принадлежит той же среде, разве что является простым цитированием Св.Августина. Как критерий разделения она несостоятельна, поскольку раскол проходил по линии «оригенисты – традуцианисты».
            Тезис о всеобщем раздоре в катарском мире не подтверждается другими источниками за пределами Ломбардии и временным отрезком 1200-1250 гг. Этот раскол мог быть искусственно преувеличен католическими полемистами, которые впоследствии приукрасили его разными легендами[1].
            Наоборот, мы можем утверждать, что всякий западноевропейский катар, независимо от школы, к которой он мог принадлежать, подписался бы под списком доктринальных ошибок, на который была наложена анафема в синодальных книгах царя Борила.
            Слишком большое выпячивание разделения на умеренную «болгарскую» систему и систему «словянско-драговицкую», в то время, как описание самой ереси занимает у хрониста две строчки, теряет всякий смысл при описании единства богомильско-катарской религии, с ее обрядами, ее правилами и способами выражения очень богатой догматики.
            Кажется даже, что наряду с этим общим наследием, темы падения и творения были открытым пространством для герменевтических исканий, и что одним из способов этих исканий являлось одновременное истолкование всех текстов, даже взаимно противоречивых.
            Это сразу же объясняет трудности, с  которыми сталкивались католические полемисты, желая понять этот аспект катарской теологии[2]. После приведения какого-либо определения, они добавляют: «катары не провозглашают этого публично», «это является их тайной», «это вы проповедуете несмышленым людям» (имея в виду, что на самом деле верите в совершенно противоположное). Приводя одно из «заблуждений» Дезидерия, Монета  добавляет: «А ведь проповедовал и писал он совершенно противоположное» [3]. По мнению Джакопо де Капеллис:

Мы не можем сказать ничего определенного про оживление тела Адама, потому что сколько ни есть еретиков, столько существует и сказок, которые они свободно выдумывают на эту тему. [4]

            Согласно недоброжелательному Manifestatio:

Каждый из них старается как может, чтобы придумать что-то новое и неслыханное, а тот, кто выдает самое новое изобретение, считается у них самым умным[5].

            Если приглядимся внимательней к Interrogatio Johannis, труду, который сыграл, быть может, главную, если не исключительную роль в расколе, то заметим, что катары могли по желанию почерпнуть там притчу как о дурном управителе, так и о безжалостном взаимодавце (Матф. 18:23). Также могли выбрать мотив воплощения ангелов в Адама и Еву либо оригенистический мотив повторного воплощения[6].
            Более правдоподобным является то, что из этого апокрифа лагерь Конкореццо  заимствовал идею о том, что Мария является ангелом, а также традуционизм[7]. Но противоположный лагерь мог взять там же подтверждение оригенизма[8].





[1] Легенда о псах, которые приходят драться друг с другом на место сожжения еретиков в Мон-Эме; рассказ о еретиках, которые собирались в одной итальянской церкви, чтобы проповедовать, и дают доказательства своего несогласия (Etienne de Bourbon, Изд. Lecoy de la Marche, op. сit., pp. 331, 415, 278-279).
[2] См. Supra р. 72 и далее.
[3] Moneta, изд. Ricchini, p. 242.
[4]  Изд. Dollinger, p. 274.
[5] Оp. сit, р.271.
[6] Quantum debes domino tuo ? - Patientiam habe in me. - Ht precepit aagclo tertii celi intrare in corpus luteum - De caducis angelis de celis ingrediuntur in corporibus mulierum (Изд. Reitzenstein, pp. 299-302).
[7]Ibid.,  p. 304 ; - Nascitur spiritus de spiritu et caro de carne (p. 303).
[8] De caducis angelis ingrediuntur in corporibus mulierum - Cum consumabiturnumerus iustorum secundum coronatorum iustorum caducorum (pp. 302-306).

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments