credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Преемственность. Источники из других стран. Догматика

II.1.4.4. Источники из других стран. Догматика

          Неитальянские источники в преобладающем большинстве описывают только одну теологию.
            Эвервин из Штайнфельда, около 1145 года, Экберт из Щёнау (Бонн и Кёльн около 1163 года), Liber antiheresis Дюрана из Уэски (Лангедок), написанная задолго до его обращения, а также Contra Manicheos этого же автора (около 1185 года), Аллан Лилльский (Монпелье, ок. 1190-1200 гг.), Эврар Бетюньский (Фландрия, перед 1212 годом), Эрменгод (Лангедок, около 1200 г.), Лука, епископ Туй в Испании, который описывает свою молодость в Леоне (ок. 1220) – все они описывают лишь одну догматику. Эту же катарскую веру разделяют немцы (по поводу которых молчат итальянские источники, хотя Саккони жил во времена мрачной деятельности инквизитора Конрада Марбургского), французы, жители Юга Франции и испанцы.
        

  Если мы захотим сосредоточиться на проблеме единства или же двойственности начал, то практически у всех авторов находим утверждение, что катары верят в существование двух богов[1] и даже «двух начал», согласно с определением, заимствованным у Св. Августина[2].
            Можно со всей очевидностью утверждать, что эти катары имеют ясно сформулированную главную часть доктрины, что в полной мере подтверждают непосредственные реляции, дошедшие до нас благодаря Инквизиции.
·         Они отождествляют дурной акт творения с небытием в экзегезе Ио 1:3, как и «патарин», с которым дискутировал мирянин Георгий, или же гипотетический Альбанус[3].
·         Они являются оригенистами: человеческие души – это существовавшие до создания человека небесные духи, которые пали, соблазненные дьяволом[4]. Этот взгляд разделяют богомилы (или патарины Боснии), что подтверждают итальянские источники, упоминая о Славонах или о лагере В. Списки догматических ошибок этих патаринов, хоть и хронологически более поздние, в вопросе догматики с этим согласны[5].
·         Существует два описания создания человека. В первом, типично оригенистическом, дьявол создал павшим на землю не по своей воле духам «одежду из шкур», то есть тела (Быт 3,21) [6]. Во втором дьявол создал тело Адама из земного праха и, по разным версиям, заключил в нем духа или ангела, что и оживило недвижимое до тех пор тело[7].
            Это второе описание является очень важным, поскольку оно похоже на то, которое Евфимий Зигабен приписывает византийским богомилам в начале XI века и оно столь же примитивно. Можно из этого сделать вывод, что, вероятно, существовали две доктрины, опирающиеся на два мифа: создание из праха, принятого от умеренных  или болгарских богомилов, и создание «одежды из шкур», взятым от «драговицкого» лагеря. Но этот вывод был бы ошибочным. Оба мифа используются в той же среде и иногда даже провозглашаются, один за другим, устами одного и того же катарского проповедника[8].
            Мы просто имеем дело с двумя описаниями Книги Бытия, пересказывающими мифы, которые происходят от разных редакторов и родились в разные времена. Катарам, как щепетильным экзегетам, важно было использовать оба эти описания, подобно тому, как это сделал задолго до них, не выходя за рамки иудео-христианской ортодоксии, Филон Александрийский[9].
            Западноевропейские катары  - докетисты. [10]. Они считали, что Христос имел другое имя, не Иисус (Иоанн, а не как предполагали византийские богомилы, Михаил) [11], и что Он был одно с Отцом перед Искуплением, воссоединившись с Ним вновь в конце света. Эти взгляды подтверждаются и Евфимием Зигабеном[12].
·         Мария и Иоанн Евангелист являются ангелами[13], но Мария также символизирует Всемирную Церковь добрых духов[14], что соответствует взглядам богомилов (или «павликиан») [15].
·         Они верят в метемпсихоз, в том числе и переселение душ в животных. Но этот пункт у византийцев приписывается Анной Комниной только Иоанну Италу[16].
            В пункте целостности того, что итальянцы называют ошибками, общими для всех катаров (например, Саккони), относительно литургии и церковной организации, обязанностей и правил жизни совершенных, между западными источниками царит полное согласие, а сходство с источниками болгарскими и византийскими вполне достаточное, чтобы говорить о тождественности[17].
            Этому единомыслию противоречат, однако, два источника с Юга Франции. О первом из них мы уже упоминали, это – Contra Manicheos Дюрана из Уэски. Поскольку его первый труд, Liber antiheresis, не упоминает об этом тройном подразделении на «Греков, Болгар и Драговитчан», как и происходящий из тех же периода и среды трактат Эрменгода[18], можно признать, что либо Дюран привез эту информацию из Италии, после своей поездки в Рим, либо это вставка.
            Второй источник - это Manifestatio heresis, обнаруженный А.Дондейном и приписываемый цистерцианскому хронисту Петру из Во-де-Серней (перед 1218 годом). В этом труде описывается «новая ересь, которая недавно (около 1200 года) появилась среди них. И так, некоторые из них верят, что существует только один Бог, о котором они говорят, что Он имел двух сыновей: Христа и властителя сего мира… и говорят, что Страшный Суд уже состоялся» [19].
            Этот последний пункт можно тут же исключить, поскольку он был общим для всех катаров, и прежде всего, последователей Оригена, по мнению которых все души будут спасены.[20].
            Однако мы должны принять во внимание факт, что около 1200 года появляется (но мы не знаем, в каком регионе) катарская экзегеза, опирающаяся на притчу о блудном сыне и делающая таким образом демиурга старшим сыном.




[1] Duos enim deos esse dicunt (Эрменгод) ; - Heretici dicunt duos deos esse (Эврар) ; - Quod duo dii existèrent (Тулуза 1178, письмо кардинала легата Пьера де Сен-Хризогон, PL 204, c. 239) ; - Duos fateri deos (Лука из Тюй).., p. 77 .
[2] Уже в 1177 году,письмо Раймонда V, графа Тулузского,в Gervais de Cantervury, Rerum britannicarum mediae aepi scriptores, t. 73.1, Лондон, 1879, p. 270;
[3] Traité anonyme, изд. Thouzellier, op. cit., pp. 216-217 ; - Alain de Lille, c. 312 ; -Douais, Documents, op. cit., pp. 92, 111 ; - J. Fournier, II, p. 218; - Doat 34, f» 95 v° (1301).в
[4] Eckbert, c. 96 ; - Traité anonyme pp. 286-306 ; - Alain de Lille, c. 312 ; - Douais, Documents..., p. 117 ; - Женщина из Тулузы в 1273 году, Doat 25, f" 43 r° ; - J. Fournier
II, p. 218 ; - Doat 34, f 95 v" (1301).
[5] Рукопись из фондов Нани, Венеция, изд. Dollinger, t. I, pp. 242 и далее; - Confession de trois patarins du 14 mai 1461, изд. N. Lopez Martinez и V. Proafio , Gil, Juan de Torquemada, O.P., Symbolum pro informatione manicheorum (El bogomilismo en
Bosnia), Burgos, 1958 ; - Показания Джакопо Беша, из Кьери (1387), изд. Dollinger, t. II, pp. 265 и далее.
[6] J. Fournier II, pp. 35, 407-408, 489-490 ; - III, pp. 131, 219-220 ; - Traité anonyme, op. cit., p. 257. 1928.
[7] Doat 22 f 32 f (1244) ; - Ibid. 25, f 39 r° (Тулуза 1273) ; - Ibid. 25, f° 59 r° (1272) ; - Etienne de Bourbon, изд. Lecoy de la Marche, p. 294..
[8] J. Fournier, t. II, p. 408 ; - 1 . III, p. 223 ; - t. I, p. 228.
[9] De opificio mundi, изд. Arnaldez, Pouillou et Montdésert, Paris 1961, pp. 231 и далее.
[10] Мнение, разделяемое большинством католических полемистов, от Экберта до Ж.Фурнье: supra рр.84-85.
[11] Жак Фурнье, II, p.53. Мнение, почерпнутое из Видения Исайи. «Христос, который будет называться Иисусом» (изд. Tisserand, Lascension dIsaie, Paris, 1909; эфиопская версия р.193, греческая версия, з.223.
[12] J. Fournier, II, p. 489 ; - III, p. 217.
[13] См. supra, р.88.
[14] Traité anonyme, изд. Thouzellier, op. cit., p. 160 ; - J. Fournier, II, pp. 52-53, 409 (цит. по Лука 8,21).
[15] Письмо Феофилакта с формулировками анафемы, возможно, резюмирующее Петра Сицилийского (см. N. Garsoïan, The Paulician heresy, La Haye-Paris 1967, pp. 41, 42, 66, 163, 170, 175-176) ; - Vie de Saint Hilarion de Moglena, цит. в Obolensky, op. cit., p. 224, n. 5. 
[16]Алексиада, op. cit.
[17] См. уже цитировавшиеся книги Ангелова, Оболенского и Пюэша.
[18] Cм.. Dondaine, Durand de Huesca..., op. cit., p. 257 и далее.
[19] Ibid., p.271.
[20] De heresi catharorum, изд. Dondaine, p. 309 : et dicunt quod sententia iudicii iam data est ; - R. Sacconi, p. 72 ; - Moneta, p. 449.
Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments