Правда, они сами не называли себя совершенными, но просто христианами, добрыми христианами: это были служители запрещенной религии.
Хотя крестовый поход и деятельность Инквизиции привели к внушительным мартирологам, мы знаем, что даже после этого на Юге оставалось 1500 совершенных – и это абсолютно удивительная цифра, если мы, к примеру, сравним ее с количеством пасторов в современной Франции – приблизительно 400 на всю Протестантскую Церковь Франции!
В первые десять лет XIV столетия, которые увидели удивительное возрождение катаризма, на том же пространстве и практически в том же регионе – от Пиренеев до Авейрона – насчитывалось только 15 или 16 совершенных. Впрочем, они составляли спаянную группу и не так уж давно созданную общину.
В этом состоит исторический парадокс эпохи последнего катаризма: его головокружительное падение было фатальным для его церковной структуры и «еретических» служителей, но в то же время этот религиозный путь, где на каждом шагу подстерегали опасности, притягивал и внушал веру огромному количеству населения – практически всему региону – даже после 20 лет крестовых походов и после почти столетия работы Инквизиции!
(....)
Анн Бренон обсуждала приговоры 1340 и 1368 годов в Лиму, а также в Каркассоне (1372-1422 годы), чтобы придти к выводу, о какой именно ереси здесь идет речь. Описание этих дел слишком краткое, но каждый из этих случаев, по-видимому, все еще имеет отношение к катаризму.
Я хочу сказать, что еретики упоминаемого периода больше не говорят о добрых людях, что является отличительной особенностью. Это понятно, потому что в ту эпоху иерархия этой диссидентской ереси полностью исчезла.
Когда протестанты оживили память катаров, они не забыли об этих конкретных моментах:
- о клире своих предшественников
- о том, что являлось причиной их преждевременной гибели
https://www.facebook.com/catharesetprotestants/photos/a.139092582841840.36797.127411380676627/1195174383900316/?type=3&theater