credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Историческая преемственность. Итальянский тезис. История 1

·         Summa Райнерия Саккони

            Этот труд был написан бывшим катарским иерархом (ересиархом). Работа эта уже давно известная и используемая, приводит много хронологических данных и цифр.
            В Ломбардии существуют три катарских секты: Альбанисты, катары из Конкореццо и катары из Баньоло. Остальные катары живут в Тоскане или в Марке (Виченца), а также в «Провансе». В целом, они не отличаются от трех первых сект, поскольку имеют общие взгляды[1]. Таково состояние дел на 1250 год – время написания документа.
           В то время существовало 16 Церквей. Восточные Церкви это: Эсклавонии, латинская Церковь Константинополя, греческая Церковь Константинополя, Церковь Филадельфии в Византийской империи (Romania), Церковь Болгарии и драговицкая Церковь. «Но все, - пишет Райнерий, – взяли свое начало  из двух последних. Церковь Франции на то время находится в Вероне и в Ломбардии.
            На счет окситанских Церквей он говорит так:
          
           Членов Церквей Тулузы, Альби и Каркассона, вместе с теми, которые когда-то принадлежали Церкви Ажен, ныне почти полностью уничтоженной, насчитывается около двухсот. [2]

            Касательно Церкви Конкореццо приводится больше подробностей.

           Покойный Назарий, их епископ и уважаемый старший (antiquissimus), говорил в моем присутствии и в присутствии многих других лиц, что Дева Мария была ангелом…  И он говорил, что это доктринальное заблуждение было ему передано епископом и Старшим Сыном Церкви Болгарии каких-то шестьдесят лет тому. [3]

            Райнерий добавляет, что принадлежал к секте семнадцать лет, и с погрешностью в несколько лет этот период можно поместить во временные рамки 1215-1240 годы[4].

·         Заключительный отрывок из Interrogatio Johannis.

            В конце этого апокрифа находится, в существующих источниках[5], следующее замечание: «Это (в рукописи из Доле «здесь кончается») тайна еретиков из Конкореццо, привезенная из Болгарии для их епископа Назария, полная доктринальных ошибок». Incipit и explicit этого отрывка фигурируют также в сборнике Ансельма из Александрии[6]. Упоминание касательно Болгарии звучит так: «Это тайна еретиков из Конкореццо, завезенная из Болгарии, полная доктринальных ошибок и плохой латыни».
            Существует обычай прибавлять а перед именем Назария: portatum de Bulgaria /a/ Nazario» и утверждать, что труд был привезен из Болгарии самим Назарием. Однако нет никакого повода так считать.
            Следует остановиться на этом пункте, чтобы произвести критический анализ этой исторической информации.
            Речь идет об информации из Ломбардии. Первая из них посвящена катарам из Ломбардии. Вторая приводит непосредственный список катарских Церквей в Ломбардии. Райнерио Саккони принадлежал Церкви Конкореццо, поскольку ему доводилось слышать проповеди непосредственно от самого Назария. В то время, когда он писал свой труд, он был инквизитором в Милане.
            Обе хорошо задокументированные исторические реляции одинаково объясняют раскол персональными конфликтами. Это не разногласия во взглядах, а дурное поведение Никиты (или его предшественника) должно было склонить Марка, а особенно его преемников к усилиям по обретению более достойной хиротонии из Болгарии, Драговицы или Славонии.
            Остальная информация порождает все больше и больше сомнений. Во-первых, с точными подробными данными (даты, названия местностей, имена людей) смешиваются элементы мифические или откровенно наивные (Мани как апостол богомилов, епископ Филипп, который (согласно De Hereticis (DH)) якобы утверждал, что «ни мужчина, ни женщина не могут грешить ниже пояса», а также неприязнь на теоретической основе. Но есть и вещи более серьезные. Согласно De heresy catharorum (HC), Марк уже был епископом, до прибытия Никиты. Согласно DH, Марк был вовлечен в ересь нотариусом из Франции и получил сан диакона из рук епископа Неаполя. В НС Марка уже нет в живых на момент прибытия противника Никиты Петракоса. Джованни Еврей отправляется в Болгарию. В DH до Марка доходят дурные слухи о Никите и он отправляется в Болгарию. Джованни Еврей туда не едет. НС не упоминает о Николло и Филиппе. DH не упоминает о Джованни Красивом. Джузеппе является епископом в НС, но в DH он назван простым товарищем Марка.
            Особенно странным является источник, датируемый приблизительно 1235 годом. Сумма, которая приписывается доминиканцу Петру Веронскому, информирует нас, что Джованни Еврей, Джованни Судья и Гаратто «покинули свою Церковь», что не согласуется с другими текстами, за исключением, да и то частично, Гаратто[7].
            Что же касается дат (приблизительных) и главных действующих лиц, то эти рассказы рисуют нам картину, которая не противоречит другим источникам. Самым главным элементом, который можно взять из документа Райнерия Саккони, является тот факт, что если другие Церкви богомильские и катарские действовали на определенной территории, и их можно определить как приходы, во главе которого стоит епископ, то в Ломбардии, на одной и той же территории, существует несколько персональных деноминаций. Поэтому в Брешии, в Александрии, Кремоне и Пьяченце рядом с диаконом школы Конкореццо существует диакон «альбанистов». [8].



[1] Изд. Dondaine, op. cit., supra, p. 25, n 81, рр.64-78.
[2] Ibid., p. 64.
[3] Ibid., p. 76.
[4] Ibid., p. 66.
[5] Изд. Dondaine, op. cit., supra, p. 22, n 60.
[6] Изд. Dondaine, op. cit., supra, n 115, р. 319.
[7] Изд. Dondaine, op. cit., supra, p. 24, n 72.
[8] De hereticis, op. cit., р. 324.
Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments