credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. I. Крещение. Продолжение


1.1.3.1 Иерарх.

 

            Во Флорентийском Ритуале саму церемонию предваряет литургия,

целью которой является подтверждение полномочий иерарха или епископа, который должен проводить эту церемонию:

 

Иерарх, а также христиане и христианки должны семикратно помолиться Богу таким образом, чтобы иерарх был услышан.[1] Затем пусть иерарх скажет: «Братья и сестры, если я сказал или сделал что-нибудь против Бога или моего спасения, просите Господа Бога, чтобы простил меня.» Тогда старший, стоящий близ иерарха, скажет: «Пусть святой Отец, справедливый, праведный и милосердный, имеющий власть отпускать грехи как на земле, так и на небе, отпустит все твои грехи, совершенные в этой жизни, и пусть окажет тебе милосердие в иной жизни.» Иерарх должен ответить: «Amen! Пусть будет, Господи, по слову Твоему». И пусть тогда все христиане и христианки трижды преклонят колени, произнося: «Benedicite, benedicite, benedicite, parcite nobis. Если мы сделали или сказали что-нибудь против Бога или нашего спасения, просите Бога о милосердии, чтобы простил нас. Benedicite, parcite nobisИ иерарх ответит: «Пусть святой Отец, справедливый, праведный и милосердный…», как выше[2].

 

            Каждый из присутствующих совершенных просит прощения, подобно как и отправляющий церемонию епископ, поскольку каждый из них играет ту же самую роль в передаче Духа Святого через возложение рук, что придает крещению особое значение.

            По сути греховность иерарха может привести к недейственности таинства, которое он уделяет – собственно это определяет логику критики катарами католического клира и уделяемых им таинств[3].

            Такая греховность, по мнению Пьера-де-Во-де Серней должна бы иметь даже обратное действие, и «стягивать» получивших утешение с неба[4]. Однако такая информация только одна и не помещена в соответсвующий контекст, потому ее сложно трактовать серьезно. Тем не менее, совершенный должен «очищаться» трехдневным постом и молитвой после уделения consolamentum.[5]

            В любом случае, всеобщее спасение было связано с непрерывной и свободной от проступков апостольской преемственностью: «Таковое святое крещение, при коем даруется Святой Дух, Церковь Божья сохранила со времен апостолов до наших дней, и оно до сих пор переходит от одних добрых людей к другим, и так будет до скончания веков.» (L)

            В этой теории нет ничего специфически катарского, просто опасность, которую представляло для катарской общины наименьшее нарушение общинных правил могло посеять зерно сомнения в умах: «Потому-то катаров мучают сомнения насчет опасностей, грозящих их душам», - писал Райнерий Саккони, добавляя, что из предосторожности почти во всех Церквях практиковали повторное рукоположение.[6] Подобная требовательность, несомненна явилась причиной расколов в Италии под конец XII века, в чем мы уже убеделись.



[1]Здесь может быть два значения: «не заглушать голоса епископа», или «чтобы епископ был выслушан».

[2] Изд. Dondaine, Le liber…, p.56.

[3] Эрменгауд, op.cit., p.1262: «считают они, что если кто таким образом падет, то утратит Дух Святой, а то, чего нет, дать нельзя».

[4] Op. cit., p.8.

[5] J. Fournier, t.II, p.39.

[6] Изд. Dondaine, , p. 70.


 
Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments