credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Историческая преемственность. Итальянский тезис. История

II.1.4.1. ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕЗИС. ИСТОРИЯ

            Документы можно хронологически систематизировать следующим образом:

·         De heresi catharorum in Lombardia[1]

            У истоков катаризма в Ломбардии стоит епископ по имени Марк, который руководил местными катарами в Ломбардии, Тоскане, а также Марке Тревизо. Его «орден» происходил из Болгарии. Некий Папасникитас, или, скорее, Папа или патриарх по имени Никита, прибыл из Константинополя, высказался плохо о болгарском послушании и склонил Марка к послушанию драговицкому.
           Прибывший из-за моря Петракос заявил о дурном поведении предшественника Никиты, Симона. По этому поводу возник раскол между преемником Марка Джованни Евреем и неким Петром из Флоренции.
            Итальянские катары обратились к своим заальпийским братьям; один из тамошних епископов предложить тянуть соперникам жребий, чтобы избраннику потом отправиться в Болгарию, дабы принять там епископское посвящение. В Мосио собрался Собор, в результате которого некий Гаратто, тянувший жребий с Джованни Судьей, был избран для этого путешествия. Однако он был скомпрометирован новым обвинением в дурных обычаях. Сформировалось диссидентская партия, которая избрала епископом Джованни Красивого («Johannes Bellus»), который отправился в Драговицу, чтобы там принять посвящение. В Мантуе собралась другая диссидентская партия, которая послала своего епископа за посвящением в Эсклавонию; подобным образом поступили катары из Виченцы со своим епископом Николасом. Тосканцы избрали двух епископов, однако неизвестно, совершили ли они какое-либо путешествие.
            Первая партия – миланская – обратилась к заальпийскому епископу, который вновь послал Джованни Еврея в Болгарию. Таким образом, тот стал епископом Ломбардии. Его преемником стал некий Джузеппе, а потом его давний соперник Гаратто.
             Эта история произошла до 1214 года. Она описывает события, произошедшие между 1165 и 1185 годами[2]. За ней следует обзор догматики катаров, которых связывают с Церквями Драговицы и Эсклавонии. Говоря о первых, этот обзор отмечает, что они верят и распространяют веру в двух богов, и в то, что Люцифер был сыном князя тьмы [3].
            Этот отрывок не является частью предыдущего описания: мы встречаем его в рукописях, которые не содержат этого описания, сохранившегося только в одном документе (рукопись CV 17 Университетской библиотеки Базиля). Подробности о персоналиях, которые приводятся в этой части, являются более ранними, чем те, которые дает описание раскола. В этом последнем Амизоний уже, кажется, епископ, тогда как во второй части он дважды назван Старшим Сыном (Filius major) епископа Марчезе да Сойано, о котором первый документ не упоминает[4]
            Еще одним поводом к подозрениям является тревожащее совпадение имен, которые, как показывает рукопись, принадлежат двум разным личностям: должен тогда существовать один Johannes Bellus и один Kaloioannes, что является одним и тем же именем в версиях латинской и греческой; подобным образом один Джованни Еврей и один Джованни Судья (Judei и Judicis).

·         Tractatus de hereticis[5].

            Сначала было три Церкви (три епископства), зараженные идеями Мани: драговицкая, болгарская и филадельфийская[6]. Вначале к ним присоединилась греческая Церковь Константинополя, возникшая благодаря торговле греков в Болгарии, и латинская Церковь Константинополя, возникшая вследствие крестовых походов. Потом жители Эсклавонии, прибыв в торговых целях в Константинополь, образовали, в свою очередь, Церковь Боснии. Франки, вернувшись из Константинополя, создали Церковь Франции, а под влиянием контактов с ними провансальцы образовали целых четыре Церкви: Каркассона, Альби, Тулузы и Ажена.
            Намного позже один нотариус прибыл в Ломбардию из Франции. Он увлек гробовщика по имени Марк и увел его к своему епископу, который жил в Неаполе, чтобы тот посвятил его в диаконы. Этот Марк вернулся на родину в Конкореццо[7] и там проповедовал, а также в Тоскане и Марке.
            Затем прибыл папа Никита, и посвятил его в епископы. Однако Марк потом узнал, что этот человек «плохо закончил», а потому выразил желание отправиться в Болгарию, чтобы получить лучшее посвящение от тамошнего епископа. По дороге он заболел и передал свои права Джованни Еврею. Но это наследование подверглось критике как происходящее от Никиты, и епископом был избран некий Николас, родом из Марки. Вслед за этим жители Дезенцано[8] избрали епископом Филиппо, а жители Мантуи – человека по имени Калоян. Флорентийцы избрали Пьетро из Флоренции[9].
            Отрывок, следующий за этим рассказом, приводит список преемственности в четырех Церквях Ломбардии. В Церкви Конкореццо епископами последовательно были: Джованни Еврей, Гаратто, Назарий, Жирард из Камбиате и Мандено. В Церкви «Альбаненсов»: Филиппо, потом Белесманца, Джованни де Луджио и Бонавентура из Вероны. В Церкви Баньоло: Калоян, потом Оттон из Баньоло, который и дал имя Церкви, Андрео и, наконец, Арнольд из Казалиальто. Церковью, называемой Церковью Франции, под конец того времени должен был управлять Вивьен из Вероны[10].. В конце этой реляции, которую составил доминиканец Ансельм из Александрии, размещено дополнение: умершего Бонавентуру из Вероны наследовал его Младший Сын Энрико из Аруццио[11].
            Под конец, в отрывке, помещенном между доктринальной частью реляции и формулировками Инквизиции, значится следующее: «Вот те, которые распространили ересь из Неаполя в Ломбардии: Марк, Джованни Еврей, Джузеппе и Альдрик, около 1174 года» [12].
            Этот фрагмент, а также последующие документы этой же рукописи (Госуд. Музей Будапешта, Lat № 352) считается наиболее подробным и лучшим из тех, что дошли до нашего времени. Один из документов, касательно вальденсов, является личными записями инквизитора Ансельма из Александрии, а весь сборник укладывается во временные рамки 1270-1275 гг. Упоминаемый нами фрагмент мог быть отредактированным в тот же период и даже самим Ансельмом, но мог быть и более ранним.



[1] Изд. Dondaine, op. cit., supra, p. 24, n 73, pp. 306-308.
[2] Ibid., p. 290.
[3] Ibid., p. 309.
[4] А. Дондэйн подозревает, что оба текста написаны тем же автором. Однако почему, в таком случае, он не согласовал оба отрывка?
[5] Изд. Dondaine, op. cit., supra, p. 25, n 84.
[6] Филадельфия лидийская это современный Алашехир. Однако как регион, название это означает всю территорию, простирающуюся по Никею (сейчас Изник).
[7] В 20 километрах к северо-востоку от Милана.
[8] На озере Гарда.
[9] Изд. Dondaine, op. cit.,  pр. 308-310.
[10] Ibid., p. 310.
[11] Ibid., p. 324.
[12] Ibid., p. 319.
Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • В ожидании. Пятидесятница

    «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, … (вы) говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в…

  • Праздник ли Вознесение?

    «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас…

  • О Воскресении

    «…и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и…

  • Что дает нам Страстная Пятница?

    Пилат сказал Ему: что есть истина? И вышедши к иудеям, сказал им: Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не…

  • Причастие или благословленный хлеб

    «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоан.1:14). В Страстной Четверг прелаты великих Церквей отмечают…

  • О Пальмовом воскресенье

    «И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим (благовествовать приход Царствия божьего). Но Он сказал им…

  • О чем на самом деле была Благая Весть?

    О чем на самом деле была Благая Весть? Сегодня в большинстве стран мира празднуют Благовещение, то есть день, когда ангел возвестил Марии о рождении…

  • О правах женщин

    Когда оправдывают дискриминацию женщин, то часто ссылаются на религиозные авторитеты. Жены ваши в храмах да молчат, и ходят с покрытой головой, и…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments