credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. I. Крещение. Продолжение


1.1.3 Consolamentum

 

            Через дыхание Духа Святого, передаваемое возложением рук – или Павловым крещением, крещением «Духом Святым и огнем», противопоставляемым Иоаннову крещению водой – происходит принятие «утешителя», Параклета, обещанного Христом в день сошествия Духа Святого: отсюда название таинства: consolamentum, утешение.

           

Возложение рук подтверждается уже у «манихеев» из Орлеана в 1022 г. Экберт описывает этот обряд у катаров из Кельна в 1163 г.

 

Собираются они в тайном темном помещении; прежде всего следует вполне удостовериться, что ни один человек не может извне увидеть или услышать через дверь или окно, что происходит внутри. Тогда на всех стенах ставят множество подсвечников. Все стоят с огромным благоговением вокруг несчастного, который должен быть крещен или катаризован. Возле него стоит архикатар, держащий в руках небольшую книгу, которая служит для отправления церемонии. Кладут эту книгу ему на темя и произносят благословения, в то время, как все прочие, стоящие вокруг, молятся. [1]

 

            Техническое описание consolamentum фигурирует также в актах собора Сан-Фелис, состоявшегося в 1167 г.: начиная от Эрменгауда и Алана Лилльского термин этот становится общеупотребительным. С середины XIII века и до конца альбигойства более или менее подробное описание ритуала свидетелями появляется в реестрах Инквизиции Юга Франции именно под этим названием, или под названием «еретикации», поскольку слово «еретик» было на Юге синонимом «совершенного катара».

            Название consolamentum не исключает, однако, термина «крещение»: lo baptismo espirital в Лионском Ритуале, spirituale baptismum Jesu Christi, baptismum spiritus sancti во Флорентийском Ритуале, baptismum vel consolamentum в трактате De hereticis Ансельма Александрийского.[2] Этот последний труд содержит краткое, но верное описание церемонии, и если прибавить его к двум аутентичным Ритуалам, то это делает возможным ясное понимание сущности обряда, как и употребляемых его вариаций.

            Разница происходит из того, что передача Молитвы и consolamentum во Флорентийском Ритуале разделены во времени и пространстве:

 

Если верующий должен получить утешение после принятия Молитвы, то этот верующий должен тода придти вместе со Старшим из своего дома …

 

            Если же верующий и его старший уже присутствуют, то, разумеется, они «не должны приходить». Это сопоставление двух различных моделей, из которых одна согласуется с Лионским Ритуалом, где обе церемонии логически связаны между собой. Интересно, что в сокращенном описании ритуала Ансельмом Александрийским представлена церемония, соединяющая передачу Евангелия (testamentum) с consolamentum, но ни словом не упоминает о передаче Молитвы. Возможно, миновала эпоха, когда неофиты или кандидаты могли жить в состоянии «справедливости и правды», называя Бога своим Отцом еще до крещения, под надзором старших своего «дома».  Теперь только крещеные могут произносить Pater, и передача Молитвы утратила смысл в качестве аутентичной церемонии.



[1] Op.cit., pp.51-52.

[2] Изд. Dondaine, La hierarhie cathare…II, op.cit., p.313/

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Д

    Д Дама – В окситанской лирике XII-XIII веков этим словом называли благородную женщину , которая одновременно была вдохновительницей…

  • Анн Бренон. Катарский словарик. Буква Г

    Г Гаратисты – Итальянские доминиканцы обозначали этим словом (« garatenses по латыни) в XIII веке членов катарской…

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments