credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Историческая преемственность. Имена богомилов

II.1.3. Имена богомилов

            Евфимий из Периблептоса (а за ним и Eversio) дают богомилам из Малой Азии имя «христополитане» - граждане Христовы: «Они называются христополитанами, но на западе их именуют богомилами».
            В другом фрагменте он более точен: один из тех, кого он выспрашивал, сказал ему: «Мы не можем привлекать людей другим способом, кроме как одевать монашескую рясу, и принимаем имя христиан». Он добавляет: «Они называют сами себя истинными христианами». [1]
          
Намного позже патриарх Герман скажет также: «Они называют себя добрыми христианами». [2]
            Нет сомнения в том, исходя из контекста цитаты Евфимия, что христианин – это синоним монаха. Это понимание термина, в конце концов, подтверждается и другими источниками. Оно широко используется греческими Отцами Церкви в отношении боснийских патаренов. [3]
            Евфимий Зигабен довольно расплывчато сближает богомильскую христологию с арианством. [4]
            А для болгарских авторов существовали только еретики. «Богомил» для них является именем попа, который посеял заблуждение: «При правлении доброго христианина цезаря Петра был поп по имени Богомил…» (Козьма). [5] Синодальные книги от 1211 года все еще оглашают анафему попу Богомилу. [6]
            Византийцы даже не упоминают о таком происхождении этого термина: Зигабен удовлетворяется повторением игры слов, которую употребил Козьма, истолковавший mil, возможно, под влиянием литургической фразы «Господи помилуй» (Kyrie eleison). [7]
            Нет причин отбрасывать свидетельство Козьмы. Просто нужно понять, было ли название «Богомил» собственным именем одного из первых глав секты в Болгарии или это было его прозвище. А может, это прозвище произошло от названия секты.
            Более правдоподобно последнее предположение. В любом случае, мы имеем другой пример этого явления: швейцарский мистик XIV века, имевший много поклонников в Страсбурге, звался «Приятелем Бога из Оберланда». Его имя, несмотря на то, что оно принадлежало конкретному лицу, стало распространятся на фламандских и рейнских мистиков. [8]
            Что касается названий Фундагиагиты, Кутугери, Торбеши (два последних появились позже), которые означают «носители сумы» и не имеют аналогов у катаров, а также сербское позднее название Бабуни, которое относится к боснийским христианам, я отсылаю читателя к различным трудам, посвященным богомилизму, и особенно к анализу М.Милетича.
            Все византийские источники пытаются представить богомильство как смесь манихейства (это слово было синонимом павликианства) и мессалианства. Дискуссия о происхождении принадлежит традиции, и мы должны постараться суммировать выводы, сделанные критиками.
            Но сначала нужно остановиться на вопросе о связи между катаризмом и богомильством, вернее, об их тождественности.




[1] PG 131, Cс 46,48; 54-56.
[2] PG 140, C 637.
[3]  См. по этому поводу M/Miletic , Op.cit. supra. P.291, n 107, pp.52-55.
[4]  См. supra. n 28.
[5] Cosmas, p.54.
[6] Puech, pp.343, 3460.
[7] С.,1289.
[8] См. А. Jundt, Les Amis de Dieu au XIV siècle, Paris, 1879.
Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments