credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Историческая преемственность. Обряды и Церковь

II.1.2. ОБРЯДЫ И ЦЕРКОВЬ

Они говорят, что наше крещение является крещением Иоанновым, поскольку мы уделяем его водой; их же крещение является крещением Христовым, поскольку уделяют его Святым Духом, как они полагают. Поэтому они крестят повторно тех, кто к ним приходит (Зигабен). [1]

Верующий, прежде чем быть принятым ими, должен пройти период воздержания:

Они предписывают своим ученикам усиленно поститься, произносить семь молитв днем и семь – ночью, носить только одну одежду, воздерживаться от телесных сношений с женой. Когда они полагают, что ученик достаточно долгое время придерживается их рекомендаций и выявляет воздержание, они обещают ему крещение (Евфимий из Периблептоса).[2]

Обряд крещения делится на две части:

Прежде всего, говорят ему пройти период покаяния, очищения и долгой молитвы.
Потом кладут ему на голову Евангелие от Святого Иоанна, призывают их Духа Святого и произносят Pater Noster.
После этой части крещения приказывают ему снова пройти период более углубленной науки, более аскетической жизни и более чистой молитвы. Через определенное время требуют подтверждения тому, что ученик все это соблюдал. Принимают к сведению свидетельства как мужчин, так и женщин, и если тот все делал правильно, подвергают его повторному ритуалу посвящения.
Обернув его лицом на восток, кладут ему Евангелие на голову. Присутствующие там мужчины и женщины возлагают на него руки, произнося их обряд. Это благодарственный гимн за то, что сохранил нечестие, которое они ему передали (Зигабен). [3]

Мы не имеем другой информации что касается обрядных формулировок. Евфимий из Периблептоса говорит только о «произнесении сатанинских заклинаний». [4]
Богомилы одеваются как монахи: Confutatio et eversio, и Евфимий из Периблептоса, как всегда обобщенно, говорит: «Они облекают своих отвратительных священников в монашескую рясу, а потом называют это орденом. Они притворяются, что это христианство, орден, монашество и священничество». [5]
Евфимий Зигабен пишет то же самое: «Они одеваются как монахи и пользуются своим внешним видом как приманкой.» .[6]

Они говорят, что это Мамона приказал людям иметь жену, есть мясо и пить вино… Они отвращаются от всех этих приятных вещей не из соображений воздержания, как это делаем мы, а потому, что считают всё это нечистым (Козьма) [7]

Евфимий Зигабен не упоминает о вине: «Они воздерживаются от употребления мяса, сыра, яиц, а также от брака». [8] Как видим, согласно этим источникам, богомилы полагали нечистым все, что позволяет закон Моисеев.
Зигабен уточняет, чем именно являлся «строгий пост», о котором упоминал Евфимий из Периблептоса: «Они постятся в понедельник, среду и пятницу каждую неделю до самого полудня». [9]

«Молясь, они произносят: «Отче Наш, Который на небесах». Они молятся, замкнувшись в своих домах, четыре раза на протяжении дня и четыре раза ночью; В день Воскресения Господнего постятся, кладут поклоны и занимаются физическим трудом» (Козьма) [10]

Как видим, по мнению Евфимия из Периблептоса, они молились семь раз днем и семь раз ночью, а их молитва включает ритуальный для катаров Adoremus. [11]
Согласно Зигабену:

Они считают единственной молитвой ту, которую Господь дал в Евангелии, Pater Noster. Они произносят ее семижды на протяжении дня и еще пять раз ночью. Произносят ее каждый раз, когда приступают к молитве, одни десять раз, при этом совершая коленопреклонения, другие – пятнадцать, третьи – больше или меньше раз. [12]

Зигабен дает евангельское обоснование телесного воздержания:

«Ибо в воскресении не женятся, и замуж не выходят» (пар. Матф.22:30). Под воскресением они подразумевают покаяние и евангельскую жизнь. [13]

Для одного из богомильских учителей, Иоанна Чурилы, историю которого приводит Евфимий из Периблептоса, главной заповедью является «не убий». [14] А ведь известно, что убийство считается одним из учений достойного проклятия Закона Моисеева.

Они учат своих последователей не повиноваться властям; не уважают богатых, ненавидят цезарей, насмехаются над начальниками. Считают, что Бог ненавидит тех, кто работает на цезаря. Каждому слуге советуют не работать на своего господина (Козьма) [15].

Относительно труда свидетельство Козьмы, хотя и нет иных источников, содержит противоречие.

(Они говорят): «Мы молимся Богу чаще, чем вы, мы проводим дни в бдениях и молитвах, а не в гнусности, как вы». Они занимаются физическим трудом в день Воскресения Господня.

Тем не менее:

(Они говорят, что) не нужно изнурять себя мирскими делами, поскольку Господь сказал: (Матф. 6:25; 30-32). Поэтому некоторые из них ведут праздный образ жизни и не пачкают своих рук никакой работой. Ходят от дома к дому и проедают добро ближних [16].

Они практикуют исповедь между собою. И не только мужчины так делают, но также и женщины, что достойно осмеяния (Козьма) [17].

Бог не устанавливал причастия, а евхаристия не является, как вы, ортодоксы, утверждаете, настоящим телом Христа, но простой едой, такой, как всякая другая. Потому что это не Христос установил мессу. Эти слова (об установлении Тайной Вечери) относятся к четырем Евангелиям и Деяниям Апостолов, а не к святому причастию (Козьма). [18].

Они называют молитву Pater Noster хлебом причастия. Ведь сказано: «panem supersubstantialem», «хлеб присносущий» (предвечный). Подобно этому и чаша причастия является Заветом, о котором говорят Евангелия. Ведь сказано: «Сия чаша [есть] Новый Завет» (Лук.22:20). Участие в первом и втором и есть мистическим причастием (Зигабен) [19].

Соблюдение тайны и отрицание в случае преследования и ареста были, как мы уже говорили, подтверждены двумя логиями. Евфимий из Периблептоса добавляет еще одну: «Всячески прикидывайтесь».[20]  Обоснованием соблюдения тайны является, конечно, Матф. 7:6 (Зигабен). Эта практика находит свое подтверждения у Козьмы:

Когда их спрашивают: «Так ли вы поступаете и то ли говорите?», они тут же отрицают это и свидетельствуют под присягой: «Мы не таковы, за которых нас принимаете». И так энергично отрицают свои практики и свои молитвы, что можно подумать, будто на них нет никакой вины. [21].

Если бы кто-то убил королевского Сына с помощью куска дерева, было бы это дерево мило Королю? – Они разбивают кресты на куски и делают из него орудия (Козьма). [22]
Они пренебрегают божественным крестом, поскольку тот убил Спасителя (Зигабен) .[23]
Если бы кто-то лишил жизни твоего отца, повесив его на дереве, любил бы ты и почитал это дерево? Конечно же нет! (Герман II). [24]
Те, которые почитают иконы, подобны грекам-язычникам (Козьма) [25]
Они не празднуют ни одного праздника Господня, ни поминовений  святых мучеников и Святых Отцов (Козьма). [26]
Это не апостолы оставили нам литургию и причастие, а лишь Иоанн Златоуст (Козьма). [27]

Если вы (православные) имеете на себе благодать Божью, как утверждаете, то почему не живете так, как вам предписано жить?... Но ваши попы поступают как раз наоборот: упиваются, грабят и предаются тайком другим дурным обычаям, и нет никого, кто бы возбранил был им совершать эти дурные поступки (Козьма) [28]

Среди клеветнических обвинений мы находим, кроме типичных банальностей (дьяволопоклонство, ритуальный шабаш, соединенный с инцестом и человеческими жертвоприношениями) [29], аналог abrenunciatio крещения, приписываемое катарам:

Они опплевывают тех, кого подвергают крещению… С помощью губок поливают их помоями сверху вниз, и от ступней до головы («Confutatio et eversio», напоминающая слова Евфимия из Периблептоса). [30]

Современные историки стран Восточной Европы делают слишком сильный акцент на революционном характере богомилизма. Эта тенденция основывается на реальных источниках, из которых самым важным является цитируемый выше пассаж от Козьмы. [31] Другие источники хранят на эту тему почти полное молчание. Следует выявлять большую осторожность в вопросе социального происхождения ереси[32] – по крайней мере, за пределами Византии – и признать, что мы не имеем, кроме строго религиозных, каких-либо непосредственных и явных примеров социального противодействия.
            В любом случае, необходимо отвергнуть часто обновляемую интерпретацию Вайана, переводчика Козьмы (на французский, прим. Перев.), поскольку она обнаруживает противоречия:

Они сами дали ему (дьяволу) имя Мамоны… они называют слугами Мамоны тех людей, которые женятся и живут мирскими делами… еще они отвергают святое крещение и отвращаются от крещенных детей… отшатываются от них с презрением и в своем невежестве простаков выдумывают для них все новые имена: называют их «детьми Мамоны», полагая, что означает это «дети дьявола», а на самом деле называют их «детьми богачей», ведь Мамона – это богатство…[33]

Значение этого отрывка понятно: Козьма сравнивает Мамону с богатством, а богомилы не видят этого сходства. Интерпретация Вайана неприемлема:

Отрицание повиновения правящим классам, отказ от труда на богачей. Добавим: отказ от рождения для них детей. Плодить детей – это означает отдавать их Мамоне: это делает их «детьми богачей», а  это неуклюжее выражение означает, ясное дело, «слуг класса богачей». [34]

Одно остается ясным: Козьма пишет в опустошенной войной стране, после уничтожения автокефальной болгарской Церкви, после совершения большей части «подвигов» Василия II «Болгаробойцы». Чтобы должным образом оценить эту фразу «Слова»,  нужно знать, правил ли тогда болгарский царь или базилевс Константинополя? Кого подразумевают под богачами – древних бояр или византийских завоевателей? Был ли Козьма священником болгарской Церкви или, как бы сейчас сказали, служителем «колаборционистом»  нового церковного порядка?

Из-за отсутствия какой-либо религиозной литературы богомильского происхождения, нам приходится пользоваться имеющимися у нас Актами анафем в Константинополе в мае 1140 года, книги некоего Константина Хризомаллоса. Ее три экземпляра были найдены в монастыре Святого Атеногороса Петра, у епископа Георгиоса Памфила, а также у монахов ордена Святого Николая, которые получили этот экземпляр от Евфимия, монаха из Герокомиума. Книга эта состоит из более чем 200 глав. [35]
По мнению синода, автор этой книги принадлежал к богомилам, которые исповедуют культ Сатаны и оказывают честь и почитание каждому из двух начал (sic.). Было там сказано, что «крещеный ребенок до того, как не будет катехизован, не является христианином; что следует подвергнуть его катехизации, инициации, а также «трансэлементации», таким образом вырвав его из-под власти Сатаны. Следует получить эту «трансэлементацию» божественного крещения и «уподобиться великому жрецу» путем воспитания души, мистической медитации и наложения рук от «служителя этой великой мистерии», а также священного знания мудрецов. Эта инициация позволит «интеллектуально познать Дух Божий, который делает человека неспособным ко злу».
Всякий христианин имеет две души, одна из которых является безгрешной. Если у него только одна душа, то он не христианин.
Также, согласно этому  труду, богомилы вводят второе крещение, их собственное, которое делает человека совершенным и дает ему Святой Дух. Синод утверждает, что тезис о том, что христианин имеет две души, содержится в догматах отвратительной секты мессалиан или богомилов.
Константин Хризомаллос добавляет, что достигая этого уровня совершенства, христианин получал дар визионерства, особенно во время литургического песнопения. За этими явно гностическими описаниями можно различить критику крещения детей и идею о возложении рук, а также соединение души и высшего Духа, которое происходит при этом.




[1]  С.1312.
[2]   PG 131, C.56
[3] С.1312.
[4] С.56.
[5] PG 131, Cс.46, 48
[6] С.1320.
[7] Р. 77.                                                                                                                                                               
[8] С.1326.
[9] С.1320.
[10] Рр.73-74.
[11] См. Supra p.185.
[12] Сс.1314-1316.
[13] С.1325.
[14]  Изд. Ficker, p.59.
[15] Cosmas, p. 86.
[16] Cosmas, pp.57, 84, 85.
[17] Cosmas, p.90.
[18]  Cosmas, p.61,62.
[19] С.1313.
[20] Изд. . Ficker, p.26.
[21] Cosmas, p.84.
[22] Cosmas, p.58-59
[23] С. 1313.
[24] PG 140, C 632.
[25] Cosmas, p.71.
[26] Cosmas, p.84.
[27] Cosmas, p.63
[28] Cosmas, p.65.
[29]   Пселл, PG 122, Cс 828-833.
[30] PG 131, C 46.
[31]  См. сноску 75
[32]  См. Puech, op.cit, p 166.
[33] Cosmas, p.82.
[34] Cosmas, p.30.
[35] Изд. L.Allatius, De Ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione, Cologne 1648, pp. 645-647; Cм. Puech, op.cit., p.137.
Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments