credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Историческая преемственность. Догматика. Окончание

Один из мифов о создании человека и его падении подчеркивает идею о равном количестве падших и избранных ангелов:

Они говорят, что падшие ангелы, услыхав, как Сатанаил обещал Отцу, что заполнит опустевшие их места в небе расой людей (см. Матф. 18:29), стали похотливо смотреть на дочерей человеческих, и взяли их себе в жены, чтобы их семя вернулось на небо, на место их отцов. Ведь сказано: «Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены» (Быт.6:2)… Из этого союза родились гиганты, которые восстали против Сатанаила и заявили людям о его отступничестве. Вот поэтому он, разгневанный, низринул на них потоп и истребил им всякую жизнь. Только Ной, который не имел дочери, не знал о его отступничестве и продолжал служить ему и дальше (Зигабен). [1]

        
  Таким образом, падшие ангелы не являются людьми, и для них не существует спасения. Только в Interrogatio Johannis указывается, что человека оживили два ангела: «приказал ангелу из третьего неба войти в это тело из праха. Взял из него то, что необходимо было для создания тела женщины, и приказал ангелу из второго неба войти в тело женщины». [2]
            Наиболее примитивный миф дает Евфимий из Периблептоса: дьявол украл у Бога душу; она отказывалась оставаться в теле Адама, пока дьявол, триста лет затыкая ей натуральное отверстие и изрыгая своему созданию в уста мясо отвратительных зверей, сумел таки замкнуть ее в теле. [3]
            Версия Зигабена более подробная:

            «Они говорят, что низвергнутый сверху Сатанаил, не имея возможности отдохнуть на воде (ведь сказано же «Земля же была безвидна и пуста» (Быт.1:2)), все еще сохранял свой божественный вид, одеяние и могущество творца. Он собрал силы, которые пали вместе с ним, придал им мужества и молвил: «Если Бог сотворил небо и землю (сказано ведь: «В начале сотворил Бог небо и землю»), я создам другое небо, как второй Бог, и всё остальное». И он сказал тогда: «Да будет небосвод», и он появился (и т.д., как это говорится в книге о сотворении мира). Позже он из смеси воды и земли сформировал Адама и поставил его на ноги. К его правой стопе пролилась жидкость, которая через большой палец ноги вылилась на землю, свернулась клубком и приняла вид змия. Сатанаил вложил свое дыхание в созданное им тело и вдохнул в него жизнь. Но это дыхание, пройдя через ногу и большой палец стопы, вылилось на землю и оживило змия, который начал ползать. Вот поэтому змий и является таким мудрым и изобретательным (Бт. 3,1), поскольку у него вместо души дыхание Сатанаила. Видя это, новый демиург понял, что работал зря. Тогда он попросил Отца, чтобы Тот послал Свое дыхание, и обещал, что человек, если получит жизнь, будет принадлежать им двоим, и что его потомство вновь заполнит места, с которых изгнали ангелов. Бог в Своей доброте согласился и вдохнул дыхание жизни (Быт. 2:7) в создание Сатанаила. Человек тут же стал одарен душой живой, которая озарила его тело и наградила его многочисленными милостями. После чего точно так же была создана Ева, которая точно так же была озарена этим светом. Из-за этого завистливый Сатанаил изменил свою позицию, и стал чинить козни против своих же созданий. Проскользнув в нутро змеи, он искусил Еву, соединился с ней телесно и сделал ее беременной, для того, чтобы его семя опередило семя Адама и по возможности заглушило его, не давая ему расти и размножаться. Вскоре Ева стала терпеть боль и родила Каина от своей связи с Сатанаилом, а также сестру Каина, имя которой было Каломена. В свою очередь Адам, обуянный ревностью, соединился с Евой и родил Авеля. Каин его тотчас же убил и привел в мир убийство. Вот поэтому апостол Иоанн говорит, что «Каин был от лукавого» (1 Ио. 3:12).
Однако, когда Сатана без стыда соединялся с Евой посредством змия, он тотчас же был лишен своего божественного статуса и одеяния, своей власти демиурга и божеского титула (до того времени его называли Богом). Лишенный всего этого, стал он темным и отвратительным. Добрый Бог сдержал свой гнев настолько, что позволил ему остаться князем мира и господином тех, которых он создал вследствие своего падения. [4].

            Interrogatio Johannis также подтверждает дьявольское происхождение мира, как и власть над ним, которую Бог из жалости дал Сатане на «семь дней» (семь тысячелетий).
            Ребенок, плод разврата, перед своим рождением является чистым продуктом дьявольского акта творения:

Если случится им увидеть младенца, то отворачиваются от него с отвращением, как от мерзостных нечистот… Называют их детьми Мамоны (Козьма) [5]

            Синодик царя Борила более подробен:

Тем, которые говорят, что женщина понесла в лоне по воле Сатаны, что Сатана пребывает там постоянно до момента рождения ребенка, и что его не может изгнать оттуда святое крещение, но только молитвы и посты… анафема. [6]

По поводу пребывания Святого Духа в совершенных:

Говорят, что их единоверцы, в коих обитает Дух Святой, являются и каждый из них называется «Богоматерью», поскольку зачинают Слово Божье, вынашивают его и производят в мир, когда проповедуют другим (Зигабен). [7].

            В небе Христос не назывался Иисусом, а носил другие имена и был ангелом. Он был Аминь из Откровения (Откр. 3:14), согласно подшивке анафем из синодальных книг Православной Седмицы: один ангел, называемый Аминь, Сын («свидетель верный и истинный, начало создания Божия»). [8].
          
Согласно Зигабену:

Они говорят, что этим Словом и этим Сыном является архангел Михаил. Ведь сказано: «И нарекут имя Ему Великого Совета Ангел». [9]  Называют его архангелом, поскольку он выше всех других; Иисусом (на иврите Спаситель) – поскольку он излечивает всякую болезнь и всякую боль; а Христом – поскольку он воплотился. [10]

Сын и Святой Дух не существовали до 5500 года. И они снова растворились в Отце, от которого произошли. Начиная с 5533 года, Он снова является единым, бестелесным, но в человеческом образе (Зигабен). [11]

Христос сошел с неба, проник в правое ухо Девы, принял тело, которое казалось материальным человеческим телом (хотя на самом деле оно было нематериальным и божественным) и вышел так же, как и вошел. Дева не ощутила ни его вхождения, ни выхода, но попросту нашла его спеленатого и лежащего в гроте. Он делал и совершал то, что делают в теле, и учил тому, о чем пишут Евангелия. Но Он только по видимости поддавался человеческим чувствам, по видимости был распят, умер и воскрес. Положив конец этой комедии, открыв тайну и откинув прочь маску, Он победил отступника и заточил его в преисподней, скрутив тяжелой и крепкой цепью. Он отнял от его имени ангельскую частичку «ил». Тот, кто когда-то назывался Сатанаилом, стал теперь именоваться Сатаной.
Исполнив вверенную Ему миссию, Христос вернулся к Отцу и воссел по Его правую руку на троне, который некогда занимал отринутый Сатанаил. А позже вернулся туда, откуда вышел – в лоно Отца, где и был изначально. (Зигабен). [12]

            Согласно Козьме, Христос не совершал материальных чудес:

Это все только притчи. Евангелия представляют избавление от грехов как излечения от немощей. [13].

            По мнению болгарских богомилов, Иоанн Предтеча является дурным:

Они презирают Иоанна Крестителя, эту предрассветную зарю великого солнца, называют его глашатаем Антихриста – его, которого сам Господь назвал большим, чем все святые. (Козьма) [14].

Те, которые глумятся над Иоанном Предтечей и говорят, что он происходит, как и крещение водой, от Сатаны, и которые по этой причине отказываются от крещения водой, а крестят без воды, говоря только «Отче Наш», да будут прокляты (Синодик царя Борила). [15]

Сатана, князь мира сего, видя, что Я пришел обрести и взыскать погибшее, выслал своего ангела, пророка Илью, чтобы он крестил водой, и теперь его называют Иоанном Крестителем (Interrogatio Johannis) [16]

            Евфимий Зигабен приводит формулировку, которая согласуется с вышеизложенным: «Они говорят о нас, что мы - фарисеи и саддукеи, которые приходили креститься к Иоанну». [17]  Тем не менее, он также приводит аллегорическую интерпретацию, согласно с которой «Иоанн Креститель занимает промежуточное место между Ветхим и Новым Законом, участвует в них обоих, будучи более ранним, чем первый и поздним, чем второй».

Верблюжья шерсть - это предписания Закона Моисеева, нечистого, как верблюд, поскольку он позволяет употребление мяса, брак, присягу, жертвоприношения, убийство и подобные вещи.
Кожаный пояс – это для них святые Евангелия. Саранчу они снова трактуют как Закон Моисея. Дикий мёд – это вновь Евангелия и так далее. [18].

            Что же касается Девы Марии, то вместе с обычной женщиной, которая не сыграла никакой роли в видимом воплощении Христа, и которая была грешной (Козьма) [19], они истолковывали ее образ в различных аллегориях (Козьма) [20]. В ней видели Иерусалим Небесный.[21] Как видим, столь важное для православия значение «Фетокос» (Богородица) сделалось банальным и было растянуто на всех носителей Духа Святого.

Богомилы говорят, что только перед ними одними убегают демоны, которые, как пущенная из лука стрела, вселяются, каждый из них, в других людей и склоняют тех к греху… То, что в каждом человеке живет демон, они научились от месалиан (Зигабен). [22].

            Естественно, нет и воскрешения в телах, согласно 1 Кор. 15:50, что подтверждает и Евфимий из Периблептоса. [23]

(Те, которые облечены в Дух Святой) говорят, что они не умирают, а изменяются (аллюзия к 1 Кор. 15:51) как будто во сне, и без труда покидают этот плащ из плоти и земли, чтобы облачиться в нетленное и божественное одеяние Христа. Став подобными Ему в теле и сущности, они вступают в Царствие Отца, где предшествуют им ангелы и апостолы. А тело, которое они покидают, обращается в прах и тлен, и никогда больше не воскресает (Зигабен). [24].

Евфимий из Периблептоса утверждает, что нет Страшного Суда.[25]




[1] С.1305.
[2] Изд. Reitzenstein, Die Vorgeschichte der christlichen Taufe, Lуipzig-Berlin 1929, Stuttgart 1967, p.300, Op.cit., p.301.
[3] Изд. Ficker, pp. 35, 37.
[4] Сс.1296-1298.
[5] Cosmas, pp.81, 82.
[6] Перевод Puech, op.cit., p.345.
[7] С.1317.
[8] Венская рукопис и манускрипт Эскуриала былиl впервые опубликованы Ф. Успенским в Синодик в неделю православия, Одесса, 1893, затем J. Gouillard, Le synodikoni'.e l'Orthodoxie, в Travaux et memoires du Centre de recherche d'histoire et civilisationde Byzance, t. II, Paris 1967, p. 61. Сходство с Откр. 3,14 небыло навязано Puech (op. cit., p. 139). Об этом сообщает H. Grégoire через Prosper Alfaric по поводу надписи в Лаодикее Писидийской (H. Grégoire, Un nom mystique du Christ dans une inscription de Pisidie, в Byzantion, t. II (1925) (Vaduz 1964) p.452). Как считает J. Gouillard, ibid., t. 4, Paris 1970, p. 189, речь идет не о богомилах, а об одной из павликианских вервей. Автор действительно подает текст в рукописи Coislinensis 213, датированной 1027 годом (ibid., p. 187).
[9]Цитируется по Славянской Библии. В синодальном переводе текст Исайи звучит: «И нарекут имя ему Чудный, Советник…».
[10]  С. 1302. H. Grégoire тоже упоминает о подобии с текстом Исайи 9:6.
[11] С. 1294.
[12] Сс. 1302-1306.
[13] Cosmas, pp.58, 82-83.
[14] Cosmas, pp.69.
[15] Перевод Puech, op.cit., p.345.
[16] Loc. cit., p. 304.
[17] С. 1324.
[18] Ibid.
[19] Cosmas, р.84. Эти подробности, возможно, взяты из формулировки антипавликианского отречения, присоединенного к письму патриарха Феовилакта болгарскому царю и упоминающей, что Мария имела детей от Иосифа (изд. J. Gouillard, Les sources grecques pour l'histoire des Pauliciens d'Asie Mineure, в Travaux et memoires du Centre de recherché d'histoire et сivilisation byzantines, t. 4, Paris 1970, p. 196.
[20] Cosmas, p.69.
[21] Письмо патриарха Феофилакта, излагающее учение павликиан (См. Puech, p. 208).
[22] С. 1310.
[23] PG 131/ C.50.
[24] С. 1318.
[25]  Изд. Ficker, p.38.
Tags: Дювернуа, Жан Дювернуа. Религия катаров, Катары катаризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments