credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Историческая преемственность. Догматика.

          II.1.1 ДОГМАТИКА

            По мнению Козьмы, еретики «отрицают Закон, данный Богом Моисею». Он обращается к ним:
            «Какую же ложь вы нашли у пророков, чтобы отрицать их и не принимать книги, написанные ими?
            Еретики ни во что не ставят великого и славного Давида, и отрицают слова, которыми Дух Святой говорил чрез его уста» .[1]
            Евфимий из Периблептоса обращается к ним: «Вы не признаете Ветхого Завета» [2].
            Евфимий Зигабен упоминает об исторических книгах: «Они отрицают все книги Моисеевы вместе с Богом, о Котором в них говорится, а также все другие последующие книги». [3]
            Богомилы, по мнению Козьмы, говорят:
          
«Мы не почитаем Давида и никого из пророков, но только Евангелия. И мы живем не по закону Моисеевому, но по закону апостолов» [4].

         
Зигабен наиболее точен в своих выкладках:
          
            «Oни принимают, чтут и с наибольшей уверенностью отстаивают семь книг: Псалмы, шестнадцать пророков, Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также на седьмом месте, Деяния со всеми Посланиями и Откровением… Нужно знать, что несмотря на то, что они отрицают книги Моисеевы, они коварно цитируют фрагменты из них для доказательства своей правоты”.[5]

            Тот же автор цитирует две логии:

            Ересиарх (Василий) утверждал, что в их Евангелиях содержатся следующие слова Господа: «Почитайте демонов не для того, чтобы они были вам полезны, но чтобы они не содеяли вам ничего плохого». Они говорят, что в Евангелиях также содержатся слова: «Старайтесь уцелеть любым способом», что значит «с помощью ловкости и изобретательности притворяйтесь, что разделяете веру тех, кто вас преследует». Я взял в руки книгу Евангелий этого доктора и, хоть старательно ее просмотрел, не нашел ни того, ни другого фрагмента. Те четыре Евангелия были такими же точно, как и наши, и ничем от них не отличались. Я отдал их ему. Тогда как он, обиженный и разозленный, признался, что никогда не мог найти этих двух отрывков, хоть часто читал Евангелия. «Однако же, - сказал он, - когда я купил эту книгу Евангелий, я встретил на пустоши старца, который окликнул меня по имени и сказал мне, что я приобрел большое сокровище, поскольку эта книга – единственная, которая избежала руки Иоанна (здесь игра слов: Хризостом – Фризостом), и что те две цитаты были изъяты из других Евангелий[6].

            Он приводит примеры аллегорической экзегезы богомилов: Церковь еретиков – это Вифлеем, поскольку в ней родился Спаситель. Православная же Церковь – это Иерусалим, звезда, Закон Моисеев. Рахиль, желая обмануть Ирода, привела ему двух своих дочерей, переодетых мальчиками; он же приказал умертвить их вместе с остальными: это Отец Небесный, дочерьми которого являются души Адама и Христа. Лопата Христова – это слово Евангелий; все благословения относятся к богомилам и т.д. [7]
            Список анафем, опубликованный Евфимием Зигабеном под названием Confutatio et eversio impiae et multiplicis exsecrabilium Massalianorum sectae, [8] содержит непосредственную аллюзию на Видение Исайи:
          
            Они говорят, что существует наивысшая сила, которая имеет свой трон над семью небесами, согласно этому отвратительному Видению, которое ошибочно приписывают Исайе. [9]
            Между тем достоверно известно, что болгары прислали катарскому епископу Ломбардии апокриф, содержавший ответы Христа Иоанну во время Тайной Вечери. Две версии апокрифа до нас дошли [10].
            По мнению Зигабена:

            Они притворяются, что верят в Отца, Сына и Святого Духа, тогда как приписывают все эти три имени Отцу. Они воображают Его в человеческом подобии, излучающим два сияния, с каждой стороны головы; один луч – это Христос, а другой – Святой Дух… Они говорят, что видят Его не только во сне, но и в действительности: Отца как старца с большой бородой, Сына как молодого мужчину, а Святого Духа как юношу, у которого еще не появились усы… и они говорят, что Святая Троица не равна и разделена, тем самым веруя в арианское разделение единой природы Божьей. [11]

            О дуализме творения у богомилов упоминает еще Козьма:

           Они считают дьявола создателем людей и всего созданного Богом. Тем не менее, некоторые из них из глубины своего невежества называют его падшим ангелом, а иные делают из него дурного управителя (Лука, 16:8)… В своем желании превзойти других в искусности, каждый из них тщится извлечь из своего воображения имя для их отца и учителя. [12]

            Козьма приводит другие цитаты из Святого Писания:

«Князь мира сего осужден» (Иоан.16:11) – «ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан.14:30) – истолковывая евангельскую притчу о двух сыновьях (Лука, 15), они видят в старшем сыне Христа, тогда как младший, тот, который отошел далеко от Отца, для них означает дьявола. Они сами дали ему имя Мамоны, и называют его создателем и управителем всех существующих вещей[13].

            Евфимий из Периблептоса ограничивается утверждением: «создатель мира, которым есть Сатана». [14]
            В отличие от Козьмы, Иоанн Экзарх приводит сведения, что дьяволом считался старший сын. [15] То же самое утверждает и Зигабен:

            Они говорят, что демон, которого Спаситель называет Сатаной, также является урожденным Сыном Отца. Они называют его Сатанаилом, старшим, чем Сын-Слово, и более могущественным, поскольку он – старше. Таким образом, они – братья. Но Сатанаил был управителем и вторым после Отца, и он имел то же обличье и ту же одежду, и сидел он на троне по правую руку от Отца, и отдавали ему хвалу сразу же после Отца. Это упоило его гордыню так, что он сошел с ума. Начал он готовить заговор, и, выбрав подходящий момент, искусил силы, которые служили (Богу), (предлагая им), чтобы они освободились, если того хотят, из ярма службы, и вместе с ним восстали против Отца. Для подтверждения своих бредовых слов, они цитируют притчу из евангелиста Луки о неверном управителе, который уменьшал долги должникам господина своего. Так и упомянутые выше ангелы, надеясь избавиться от тяготящей их службы, искушенные большими обещаниями (говорил им: «Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:14)), приняли участие в этом предательстве и попались в эту ловушку. Увидев это, Бог сбросил их с неба[16].

            Доказательством того, что создание мира имеет дьявольскую природу, и болгары, и византийцы считали отрывок из Матфея 4:9:

            Еретики верят в слова, которые лживый дьявол сказал Иисусу: «Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» и считают, что это он есть господином божественного акта творения (Козьма). [17]

            «Они говорят, что «весьма высокая гора» на самом деле есть вторым небом, куда Христа забрал дьявол и показал Ему все царства мира. Они добавляют, что дьявол не попал бы на то другое небо, если бы не знал, что оно является его творением. И не сказал бы, что отдаст все эти царства, если бы не имел над ними власти как над своим собственным творением» (Зигабен)[18].

            По мнению Козьмы, солнце также является продуктом дьявольского творения:

            Это не Бог создал небо, землю и весь видимый мир. Это по воле дьявола все это существует: небо, солнце, звезды, воздух, земля, человек, церкви, кресты; всё то, что принадлежит Богу, они отдают дьяволу. [19]

            Согласно Евфимию из Периблептоса, наоборот:

            «Они говорят, что только две вещи в этом мире происходят от Бога Небесного: солнце и душа человеческая». «Есть восемь небес; семь из них создал Бог Небесный и Он обитает в них, а восьмое, которое находится под всеми ними и которое мы видим, было создано князем этого мира»[20].




[1]Сosmas, op.cit. (пер. Vaillant), pp. 68-69.
[2] Изд. Ficker, op. cit., p.70.
[3] PG 130, c.1292.
[4] Сosmas, p. 72.
[5] С. 1292.
[6]Ibid., C 1316, 1322.
[7] Ibid., CС 1322-1326.
[8] По поводу этого источника см. Puech, op.cit., p.137, n.6.
[9] PG 131, c. 44.
[10] См. Supra р. 108 и далее.
[11] С. 1320.
[12] Сosmas, p. 74.
[13] Сosmas, p. 77.
[14] PG 131, c. 48.
[15] Цит. По Obolensky p.95
[16] Сс.1294-1296.
[17] Cosmas, pp.74-75.
[18] Сс.1324-1326.
[19] Cosmas, pp.58, 77.
[20] PG 131, с.58. Следует отметить, что в Interrogatio Johannis в Каркассонской версии ничего не говорится о создании солнца Сатаной; это может быть более позднее дополнение в венской версии (Изд. Reitzenstein, Die Vorgeschichte der christlichen Taufe, Lуipzig-Berlin 1929, Stuttgart 1967, p.300).
Tags: Дювернуа, Жан Дювернуа. Религия катаров, Катары катаризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments