credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Пятидесятница

«Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет»
(Матф.13:12)
Пришла пора вспомнить истинный смысл праздника Пятидесятницы. Нет, не языческий смысл Зеленых Святок, когда чествуют солнцеворот, а христианский смысл. В этот день – пятидесятый после Воскресения Христова – Дух Святой сошел на апостолов.
А было это так:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деян.2:1-4).
В чем же смысл Пятидесятницы, заключительном этапе прихода Сына Божьего на землю? И здесь нам нужно вернуться к цитате из евангелиста Матфея: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».
Рассмотрим эту фразу в контексте. Христос говорит народу притчу о зернах, из которых одно упало на дорогу, другое – в камни, третье – в тернии, и лишь четвертое – в хорошую землю. Именно оно поднялось и дало урожай. Ученики спросили Господа: «Зачем  говоришь им притчами?» Он ответил им: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано… они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют».
Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы избрать Своих и оставить им Знание. Знание тайн Царствия Небесного, что оно и есть наша утраченная отчизна и, что мы не от мира и мир не для нас. Когда Сатана проник в Царствие Небесное и сманил оттуда силой и обманом добрых духов, Бог сказал вслед Своим павшим детям: летите, покуда не вернетесь. А так как «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук.1:37), то и сказанное Им все еще имеет силу: мы - все без исключения души - когда-то вернемся в отчий дом.  Многие из нас все еще в плоти забытья, и глаза плотно зажмурены, и огрубело сердце. Но придет день, и пелена с глаз падет, как это было с гонителем христиан Савлом, который сначала был слеп, но потом стал апостолом и святым. В каждом из нас спит ангел, и Христос пришел, чтобы разбудить особо чутко спящих. Господь указал им эту дорогу назад, в Царствие Небесное. Он дунул и сказал: «примите Духа Святаго» (Иоан.20:22).
Христианство – не гностическая секта, которая хранит тайны для избранных. Слово Евангелия Господь повелел ученикам Своим нести всем: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф.28:19).
Но Святой Дух – это тот дар, которым Бог превращает человека в Свою Церковь. Как сказал святой Иоанн в Первом Послании (4:13): «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего». И Матфей также (10:20): «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Таким образом, Иисус Христос пришел для того, чтобы оставить в этом мире таинство. Он дунул и сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» (Иоан.20:22,23). И в Евангелии от Матфея (16:19) говорит Господь Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Таинство передачи Святого Духа – это единственно сакральный брак, которым сочетается душа человеческая. Это таинство дает Христианам власть отпускать грехи. Если в них есть Дух Святой, они имеют эту власть – отпускать грехи и спасать души. Это святое таинство, крещение Духом Святым, получаемое посредством возложения рук, было установлено самим Иисусом Христом; как говорят об этом святой Лука и святой Марк: «Возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:18). Что же значит тогда окончание фразы: «…а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет»? Уместно здесь вспомнить отрывок из Деяний (19:13-16): «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.» Когда только и есть, что кропило да вода, ждет таких «служителей Божьих» осмеяние. Они неправедно называют себя христианами. И если нет в них Духа Святого, и сами, слепцы, упадут в яму, и других за собой потянут.
Иисус Христос пришел для того, чтобы оставить в этом мире Свою Церковь, и именно эта Церковь была установлена на пятидесятый день от Воскресения Господа на скале праведности и истины. Эта Церковь не из камня и не из дерева, ибо сказано в Деяниях Апостолов (Деян.7, 48): «Но Всевышний не в рукотворных храмах живет». Эта святая Церковь есть собранием верующих и святых, принадлежащая Иисусу Христу, Церковь Друзей Божьих, о которых сказал Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан.15:15). А там, где Дух Святой, там и Церковь, и благодать. Также в Евангелии от Святого Иоанна сказано (Ио. 14,23): «Кто любит Меня, тот соблюдает Слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему, и обитель у него сотворим». И, устанавливая Свою Церковь Господь говорит: «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата Ада не одолеют ее» (Мт.16,18). И про эту Церковь Господь говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.» (Матф.18:20). А если это – Церковь святых, а не собрание грешников, то и плоть этой Церкви – заповеди, Закон Божий. Сказано ведь еще: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Матф.5:48).
Эта Церковь построена не на песке, но на камне, и она пребудет вовек, до скончания века, она – торжествующая, несмотря на то, что поклонникам теории социальной эволюции кажется, будто она проиграла перед лицом Истории.
Итак, праздник Пятидесятницы не стал историей, завершенным фактом, имеющим начало в I веке и конец в позднем Средневековье. Наша Церковь – сонм праведников и святых – молится за тех, кто осознал себя в этом мире чуждым миру, и кто хочет вновь увидеть своих старых знакомых, но уже в теле славы. И когда найдется такой смельчак, отважившийся бросить вызов князю мира сего, тогда появится подле него «духовный еретик, то есть ангел» и скажет литургические слова: «Господин Пейре (предположительное имя неофита), желаете ли Вы получить духовное крещение и Святое Слово через возложение рук добрых людей, посредством которого в Божьей Церкви нисходит Святой Дух?» И отважный новый Добрый Человек ответит ему: ««Да, на то моя воля, молите за меня Господа, чтобы Он дал мне Свою силу» (Служебник Добрых Людей).
Великим Церквам, делающим упор на крещении водой, неудобен праздник Пятидесятницы, ибо «сыны первосвященника Скевы» могут только всуе повторять имя Господне. К тому же, Пятидесятница для великих Церквей есть напоминание того, что венец святости, который они на себя напялили – украденный венец, ибо их попы ни разу не апостолы, а наследники убийц апостолов. А потому этот праздник переквалифицировался в праздник Троицы или вообще языческие «Зелені Свята», когда народ украшает свои жилища срезанными ветками липы. Оно и понятно – липовым Церквям липа ближе.
Но для нас праздник Пятидесятницы остается самым значительным праздником. Хоть и нет среди нас Добрых Людей, будем же жить так, как жили некогда добрые верующие: воссоздадим атмосферу душевной теплоты, будем крепить узы солидарности, помогать друг другу, как братья и сестры, как малая отара в ущельях этого мира, будем звать добрых пастырей, имена которых мы знаем. Гвиберт де Кастр, Бертран Марти, Жирод Абит, Риксенда Тэйль, Бланша де Лаурак, Пейре Отье, Гийом Белибаст… Еще много, много имен. Можно перебирать их, как бусины, имена тех, кто возложением своих рук открывал врата Царствия. Но я верю, что эти врата до сих пор открыты. И хоть среди нас и нет епископа, чтобы произнести фразу, увенчивающую праздничную проповедь, но надо ее все таки произнести:
Наша Церковь получила свое установление от Самого Иисуса Христа и она будет принадлежать Ему до скончания веков, как сказал Господь наш в Евангелии от Святого Матфея (Мт. 28,28): «И се, Я с вами во все дни до скончания века.  Аминь».
Tags: Воскресные размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments