credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Categories:

Анн Бренон. Катарские женщины. Ч.4. 25. Приговоры инквизиторов. Последнее слово катаризма

Последнее слово катаризма

Приняв смерть из рук клерикальных палачей, вся маленькая Церковь, как и Сибилла Бэйль, как и Гийом Белибаст, показала своей смертью, что ее послание надежды лучше и возвышеннее, чем послание преследователей. Чем ожесточеннее инквизиторы уничтожали последних пастырей и бросали тем, кого считали извращенцами и преступниками, абсолютную анафему своего вечного проклятия – тем больше эти пастыри соответствовали в реальности своему евангелизму с человеческим лицом. Но, к сожалению, официальная Церковь в то же самое время очень просто лишила этих пастырей всех способов выразить эту правду, поскольку заткнула им рот как в прямом, так и в фигуральном смысле этого слова. Что на самом деле проповедовали Добрые Люди, оказавшись в капкане преследований и страданий? Конечно, они не упускали возможности высмеивать и даже оскорблять католических священников и прелатов, называя их волками пожирающими, их Церковь – злобной Церковью Римской. Конечно, они очень успешно использовали серьезные евангельские упущения своих противников, и их окончательным аргументом было резюме известной притчи о благих и дурных деревьях, о благих и дурных плодах. Этот аргумент они приводили с достаточным основанием, чтобы показать, что ни Бог, ни Церковь Христова не могут использовать зло, чтобы противостоять злу, и что по средствам зла - страданиям и насилию – можно безошибочно разгадать злого вдохновителя. Впрочем, эти аргументы были резюмированы через столетие в следующем предложении, которое принадлежит перу вальденсов, но которое, скорее всего, не могли бы не использовать катарские проповедники: «Среди гонимых и гонителей (истинные) Христиане всегда гонимы» [1].

Их противники находили только высокопарные слова, чтобы очернять их и осуждать на сожжение даже их трупы. Это делалось для того, чтобы хоть немного предвосхитить Божью кару и Его Страшный Суд, вычеркнув своих оппонентов из вечной жизни, которой, как они полагали, будут наслаждаться люди, воскресшие в плотских телах. Но Добрые Люди не отвечали им никакими метафизическими осуждениями. С их точки зрения, Бог Евангелий не мог судить и наказывать: это были дьявольские атрибуты князя мира сего. Бог Евангелий не мог так жестоко относиться к Своим созданиям, попавшим под власть зла, не мог вечно наказывать их, потому что зло, несчастье, страдание и насилие не имеют удела в вечности. Добрые Люди были христианами, проповедовавшими, что все души были созданы благими и равными между собой, и все они спасутся. В том числе и их преследователи, которые однажды поймут, что находятся на ложном пути.
Даже Сибилла Пейре, которая не питала к катаризму глубоких симпатий и не обладала особо острым умом, оказалась способной это понять:
«Пьер Отье говорил, что после конца света весь видимый мир будет пожран огнем, серой и смолой, и это он назвал адом. Но все души людские будут тогда в раю, и в небе будет столько же счастья для одной души, сколько и для другой, и все будут одним, и каждая душа будет любить другую, как любят своего отца, мать и своих детей» [2].
Это очень далеко от тягостной атмосферы католического вечного проклятия и инквизиторских анафем. Одновременно скромно и ясно Добрые Люди осознавали свой триумф:
«Они говорили, что не знают, будут ли спасены они сами, ибо если получится так, что они обратятся в веру Церкви Римской и покинут веру, которой теперь придерживаются, то не смогут спастись в нынешних телах или плащах» [3].
О клириках Римских они говорили так:
«Теперь они глухи и слепы, ибо не видят и не слышат голоса Божьего. Но, в конце концов, даже путем больших страданий, они обретут разумение и распознают свою Церковь в других телах, где они поймут правду» [4].
И они тоже, как и все души Божьи, будут спасены.
Так кто истинные христиане?





[1] Вальденский трактат «О страданиях», Рук. 260 в библиотеке Тринити Колледжа в Дублине. Текст А, пар.14, в Anne Brenon, dans Heresis n. 1, 1983, p.29.
[2] Показания Сибиллы Пейре, op.cit., t.2, p. 573.
[3] Показания Сибиллы Пейре, op.cit., t.2, p. 580.
[4] Показания Сибиллы Пейре, op.cit., t.2, p. 579.
Tags: А, Анн Бренон книги, Анн Бренон. Катарские женщины, Катары катаризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments