credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Мария, сияющая во тьме

Под Рождество 1299 года в горное графство Фуа вернулись братья Отье, Пейре и Гийом. Ранее они были нотариусами, уважаемыми в родном городе Аксе да и во всем графстве людьми. Они жили в почете и отнюдь не бедствовали. У Пейре была жена, которая подарила ему восемь детей, и возлюбленная, родившая ему сына и дочь. А у его младшего брата Гийома была молодая жена и двое совсем маленьких сыновей. Одним словом, нотариусы жили жизнью обычных светских людей.
           Но однажды они читали труд, написанный анонимным катарским богословом. «Золотая легенда» графства Фуа гласит, что тогда братья-нотариусы поняли, что живут в грехе, и что оставаясь в лоне Церкви Римской, не спасут, но погубят свои души. И тогда они, как задолго перед ними сборщик податей Матфей, «бросили деньги на дорогу», оставили свою карьеру, семьи, установленный быт, и ушли в Италию. Там, в Ломбардии и на Сицилии, еще жила Христианская Церковь в изгнании. Там были иерархи, которые могли возложить руки на неофитов и передать им Духа Святого. После трех лет обучения братья Отье получили посвящение и стали Добрыми Христианами. Но это еще не конец истории.
           Окситания, край, где некогда процветала христианская вера, названная после крестового похода «ересью», был охвачен инквизиторским террором. Все Добрые Люди были пойманы и сожжены. Немногим из них удалось бежать в Ломбардию. И теперь на восток, в сторону Италии, были направлены глаза верующих. Изредка, очень изредка оттуда приходили связные, приносившие новости от Христиан и хлеб, благословленный ими. Тогда, на переломе XIII-XIV веков, сложилась ситуация, которая немного напоминает ту, что с точки зрения нас, украинцев, мы наблюдаем сейчас в оккупированном Крыму или «ДНР-ЛНР». Те, кто имел деньги и возможности выехать – выехал. А кто не имел – остался. Братья Отье выехали, вырвались из мира, где правили бал инквизиторы и их ватники клевреты, смогли спасти свои души. Чего им было еще желать?
           Но дома оставались родные и друзья. Они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря (Матф.9:36). Да, вместе с внебрачным сыном Пейре Отье, Бон-Гийомом, приехала и дочь Матьюда со своим мужем. Но это всё. Люди в большинстве своем боятся покидать насиженные места и отправляться навстречу неизвестности.
И тогда братья Отье решили, что пришел час милосердия и для бедных жителей графства Фуа. А также жителей Тулузен, Лаурагэ, Каркассес и Альбижуа, Лиму и Разес. Они отправились в родной край, чтобы принести им Спасение.
Затея была безумной, обреченной на провал. В краю уже столько времени господствовал страх, доносительство, террор. Кюре шпионили за своей паствой и доносили инквизиторам о том, что услыхали на исповедях. Но братья Отье все равно вернулись. Потому что час милосердия пробил. Край ждал своей реевангелизации. С братьями Отье вернулись и некоторые другие христиане, уроженцы Окситании. Маленькая Церковь не насчитывала и пятнадцати человек… но их миссия удалась.
Вера, оказалось, не погасла, а только дремала под слоем пепла. Стоило подуть свежему ветру из Ломбардии, как она разгорелась. Повсеместно Добрым Христианам оказывали приют, помощь, сопровождали их, укрывали, защищали. А Друзья Божьи посвящали других людей, вызвавшихся на служение и не побоявшихся пойти на смертельный риск. Почти десять лет Добрые Христиане давали утешение умирающим, уделяя consolament счастливого конца, спасая души. Столько верующих благодаря им взошло на небо.
А теперь нам некуда смотреть. Ни в Ломбардии, ни на Сицилии, ни в Окситании не осталось больше Добрых Людей, из рук которых исходит Спасение. Только тексты говорят нам искаженным языком инквизиторских показаний. Но что это за тексты! Вот мы слышим голос Доброго Христианина Пейре Отье (писари Бернарда Ги так и не смогли перекривить или уменьшить значения его слов):

"Tы лживо утверждал, что святая Мария, матерь Божья и Господа Иисуса Христа, никогда не была женщиной из плоти и крови, но вашей Церковью, твоей и твоих сообщников, о которой ты говорил, что она есть истинным покаянием, и так, ты клеветнически выдумывал в своем неблагочестии и суетности, догматизируя идею о некоей Деве Марии во тьме..." (приговор Пейре Отье, 9 апреля 1310) [1]

Да, это всё, что нам осталось. Но даже через этот деревянный дискурс к нам пробивается лучик Спасения, который давали Добрые Люди. «Мария, сияющая во тьме…» Ведь Церковь – это собрание святых. Увы, все они уже ушли из этого мира и собрались у престола Отца Небесного. И их общее сияние славы стало как звезда, катящаяся по небу. Ни инквизиторы, ни даже ворота ада не одолеют ее. Она и дальше, до скончания веков, будет сиять, предвещая приход свободы.
Важно увидеть ее и не побояться пойти за ней - этой звездой, мерцающей в кромешной тьме нашего осиротелого мира. Пусть рядом нет Добрых Христиан, показывающих нам пример евангельской жизни, но ведь путь добра остался и он открыт. Нам просто нужно быть твердыми на этом пути. Оставаться верными. Блаженны простые сердцем, как пастухи. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Блаженны кроткие и милостивые. Им обязательно явится «многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук.2:13-14).

Христос родился! Славим Его!




[1]. In ibid.. 41
Tags: Воскресные размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments