credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Жан Дювернуа. Религия катаров. Раздел VI. Расколы. Продолжение


 

VI.2. ШКОЛА ИЗ БАНЬОЛО.

 

Третий лагерь, обозначенный в найденной Муратори схематической табличке буквой B[1], это лагерь Калояна (Calojohannes), лидера группы из Мантуи, преемником которого был Оттон из Баньоло, от которого происходит распространенное название баньоленсов.  Калоян, возможно, прибыл из Склавонии (Босния) после раскола, отделившего умеренных от альбанистов. В целом принимается, что название «славяне» (slavi, slavini), (что стоит переводить как «склавонцы»), является синонимом «баньоленсов».[2] Лагерь этот возник, возможно, в последние годы XII века.

 

В то время, когда писал Райнерий Саккони (1250 г.), эта группа насчитывала 200 совершенных из Мантуи, Брешии, Бергамо, а также небольшое количество в миланском графстве и в Романии. «Французы» из Вероны и Ломбардии разделяли их убеждения. Катары из Марки Тревии, Тосканы и долины Сполете вначале имели больше общего с ними, чем с альбанистами, но позже сблизились с последними.[3]

Саккони подает на эту тему два кратких отрывка. Что касается Монеты, то он только однажды вспоминает о slavi в своей Сумме. Наиболее подробный документ – это «исповедь» двоих флорентийских катаров, но, независимо от подозрений, которые возбуждают такого рода документы, следует помнить, что только тосканская Церковь была близка к школе в Баньоло.

 

Начала [II.1.]

 

Согласно De heresy catharorumКалоян, епископ лагеря еретиков, орден которого происходит из Эсклавонии, верит только в одного доброго, всемогущего и предвечного Бога»[4].

Согласно Ансельму из Александрии, Tractatus de hereticis которого был написан за три четверти века до того, «верования баньоленсов троичны: одни признают то, что те, кто относится к Конкореццо, другие – к альбаненсам, а прочие выбирают что-тио среднее»[5]. 

Монета отличает slavi от тех, «кто верит в два начала», но молчит на тему их происхождения[6].

Флорентийцы, тем не менее, в 1229 г. признают два начала, а таблица Муратори явственно приписывает этот взгляд баньоленсам.

 

Падение и сотворение человека [III.3.]

 

            По мнению Саккони, баньоленсы верят в предсуществование душ: “Души были сотворены Богом до сотворения мира».[7]В других вопросах взгляды их не особенно разнятся от взглядов сторонников Конкореццо.[8] С учетом того, что предсуществование душ мало согласуется с традуционизмом, последнее утверждение возбуждает сомнения.

 

Христология [IV.11-14.]

 

            Христос пришел в небесном теле, а Его земное тело было только видимостью.[9] Этот докетизм подтвержден Саккони и Монетой.

            Возможно, флорентийцы, подобно альбигойцам, считали, что имя Мессии было Иоанн. В любом случае, согласно таблице Муратори, Иоанн Креститель в глазах баньоленсов, «был зол».

 

Иоанн Креститель, Мария и Иоанн [IV.21.]

 

            Особенным элементом верований «склавонцев» является, согласно De heresy catharorum и Монете, то, что Бог-Отец послал в мир трех ангелов, «которые открылись телесно»: Христа, Деву Марию и Иоанна Евангелиста[10]. По поводу Христа эту информацию подтверждает Tractatus de hereticis, а в случае с Девой Марией – Саккони[11].

            В общем-то это все, и в этой области мало что объясняют два противоположных взгляда относительно падения,  - один, происходящий от флорентийцев (воплощение доброго ангела в Адама)[12], второй – из Tractatus de hereticis (духи, которые сделались демонами из-за сознательного греха; духи, которые были насильно похищены с неба и предопределенные к спасению, как души Адама и Евы)[13]. Как мы видим, боснийские катары, согласно относительно поздним, но непосредственным документам, не отличаются от альбигойцев, особенно в вопросе касательно двух начал, предсуществования душ и воскрешения духовного тела.



[1]Ed. Ricchini, op.cit., p.XXI.

[2]По этому поводу см. Dondaine, La hierarhie cathare en Italie, I et II. См. infra р. 334 и далее.

[3]Оp.cit., р. 70 и 77.

[4]Оp.cit., р. 310.

[5]Оp.cit., р. 313.

[6]Монета, , op.cit., р. 233, Jakub de Capellis, ed. Dollinger, p. 277.

[7]Еd. Dondain, op.cit, p. 77.

[8]De hereticis, p. 313.

[9]Еd. Dondain, op.cit, p. 77; Монета, р. 233.

[10]Еd. Dondain, op.cit, p. 311; Монета, р. 233.

[11]Еd. Dondain, op.cit, p. 313; Монета, р. 233.

[12]Guiraud, loc.cit, p. 456.

[13]Еd. Dondain, op.cit, p. 313.

Tags: Жан Дювернуа. Религия катаров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments