credentes (credentes) wrote,
credentes
credentes

Избитая тема о солнце и лучах




Историки философии, которые рассматривают учение Плотина об эманациях, замечают, что он, с одной стороны, основывается на знаменитой метафоре платоновской школы о солнце, которое испускает лучи, но пребывает в преизбытке света, а с другой – на идее о том, что этот свет, в связи с удалением от божественного источника, ослабевает, и поэтому, в конце концов, меркнет. Отсутствие света и блага Плотин понимал как материю, возникающую в результате такого оскудевания бытия. То есть, материя для него и других школ неоплатонизма представляла настолько низший уровень бытия, что становилась небытием.

Библия с ее творением как актом воли Творца и тем, что то, что создал Творец «хорошо весьма», находилась в явном противоречии с этой концепцией. Да и Евангелие говорит о другом свете, который «во тьме светит, и тьма не объемлет его». Тем не менее, христианство, как в ортодоксальном, так и в неортодоксальном своем виде все же восприняло теорию эманаций. Причем разные элементы этой теории были подняты «на щит» разными его направлениями. Наиболее интересными в этом плане мне представляются подходы Фомы Аквинского и катарского епископа и теолога Джованни де Луджио.

Фома Аквинский, подобно неоплатоникам, понимает зло как «недостаток блага» (privatio boni), а этот самый недостаток происходит от того, что в мире существует иерархия более и менее совершенных видов бытия. Иерархия эта установлена Богом для того, чтобы «благо могло реализовать себя в полном объеме». Из этого, согласно Фоме, происходит порча, тленность и разрушаемость вещей. То есть, "Deus quasi per accidens causat carruptionem rerum" – "Бог как бы косвенно, случайно – per accidens - является причиной разрушимости вещей" (I, 49, 2с). Можно сказать, что теория эманаций с ее ступенчатой иерархией для Фомы Аквинского сделалась основой его теодицеи. Бог не создает совершенных вещей в этом мире, для того, чтобы благо было более видно на фоне зла, как тень делает более ярким свет.

Райнерий Саккони, описывая полный трактат Книги о двух началах, говорит о том, что в нем автор Кнги, катарський епископДжованни де Луджио сравнивает Божье творение с тем, как солнце испускает лучи – то есть, все, что создано Богом, происходит из Его собственной природы, «из того, что существовало ранее». На этом Джованни де Луджио основывает свое учение о творении, говоря, что все творения Бога совершенны, как и Он Сам (а не созданы из ничего, и потому вечными быть не могут). И далее он пишет о «попущении злу: «Бог терпит, что Его омерзительный враг временно преуспевает в своей злобе и кознях против Его творений, позволяя, чтобы с ними так поступали по причине их грехов… что Князь мира сего «создан» Им не по сути (simpliciter), но как бы косвенно (improprie) и в результате несчастного случая (per accidens).» Похоже на фразу из Фомы? Похоже. Но только на первый взгляд. Ведь Фома Аквинский имеет в виду, что Бог еще и Сам по Себе является причиной разрушимости вещей, поскольку Он пожелал, чтобы вещи существовали, но не смог сделать их совершенными. В системе координат Джованни де Луджио Бог создал все совершенным, но в Своем Царствии, а не в этом мире. Богу этот мир не принадлежит, он как бы «не Его». Существование мира – постоянная нестабильность, он и существует-то только потому, что Бог есть (как источник бытия вообще). Бог вынужден терпеть это этот мир, разрушимость вещей, как козни дьявола и господство зла «по разумной причине», пока, наконец, не настанет ситуация, которую Он может использовать к спасению Своих детей, восстановлению Своего творения и воссоединения с Собой.

Если вернуться к платоновской метафоре, о которой мы говорили вначале, то получается, что в философском, схоластическом катаризме, Бог действительно является солнцем, которое испускает лучи и пребывает в преизбытке блага. Но при этом эти самые лучи, этот свет, не ослабевают по мере проникновения во тьму, а, как говорит нам Писание «тьма их не объемлет». Все качества Бога неотделимы от Него Самого. Всезнание, всемогущество, всеблагость не являются качествами, которые можно убавить. Отсутствие хоть одного из них превратит Бога в нечто иное. Каждое из них в абсолютном плане соединено с другими, и ничто не может быть отделено. Поэтому можно сказать, что Бог Сам является добром, всемогуществом, мудростью, верностью, праведностью, истиной, и так далее. Он не может делать зла, потому что не хочет делать его. Ведь Бог и Его воля – тоже одно и то же. «Если Бог не хочет зла, если Он не хочет ни лгать, ни разрушать Сам Себя, то несомненно, Он этого и не может. Ибо Бог в своем всеединстве чего не хочет, того и не может; а то, чего Он не может, того и не хочет. В этом смысле следует сказать, что способность грешить и творить зло… не является свойством истинного Господа Бога. Причина этому такова: всё, что мыслится о Боге, как о Его атрибуте, и есть Сам Бог, ибо Он не состоит и абсолютно не содержит в Себе никаких «акциденций», как учат доктора. Отсюда следует неизбежный вывод о том, что сам Бог и Его воля – это одно и то же. Благой Бог, таким образом, не может[1] ни лгать, ни совершать всех злодеяний, если Он не хочет, потому что этот истинный Бог не может делать то, что Он не хочет, поскольку – повторим – Он Сам и Его воля – одно и то же.»

Солнце в данном случае неотделимо от своих лучей, а они являются божественным светом. Все, что порождено божественным источником, таким и остается. Никаких эманаций.




[1] В смысле: не способен








Tags: Воскресные размышления
Subscribe

  • О посте у катаров

    О посте у катаров. В эти дни католики и православные переживают первую неделю Великого Поста. Для катарского клира - Добрых Людей – пост…

  • Об избиении невинных

    Все знают библейскую историю о том, как пришли к Ироду три мудреца с Востока и сказали ему: «Где должен родиться Царь Иудейский, о котором мы…

  • О бегстве в Египет

    О бегстве в Египет Прошло не так уж много времени после Рождества. Обычно земные матери в такие дни лежат в постели, наслаждаясь первыми минутами…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments